Кроманьонцы: культурная революция кроманьонцев
Трудно сказать, в чем особенно сильно проявляется отличие современного человека от его предшественников - в особенностях биологической организации или в культурных достижениях. На стадии кроманьонца человеческая культура становится мощным фактором, влияющим на все стороны жизни.
Для современных исследователей наиболее ярким отличием культуры кроманьонца представляется технологический переворот в обработке камня ( рис. 41 ). Смысл этого переворота заключался в гораздо более рациональном использовании каменного сырья. Экономное его использование имело принципиальное значение для древнего человека, поскольку позволяло не зависеть от природных источников кремня, перенося с собой небольшой его запас. Если сравнить общую длину рабочего края изделия, которую получал человек из одного килограмма кремня, можно убедиться, насколько она больше у кроманьонского мастера по сравнению с неандертальцем и архантропом ( рис. 42 ). Древнейший человек из килограмма кремня мог изготовить лишь от 10 до 45 см рабочего края орудия, культура неандертальца позволяла из того же количества кремня получать уже 220 см рабочего края. Что касается кроманьонца, то его технология оказалась во много раз эффективней - он получал из килограмма кремня 25 м рабочего края.
Секрет кроманьонца заключался в появлении нового метода обработки кремня - метода ножевидных пластин. Суть была в том, что от основного куска кремня - нуклеуса - откалывались длинные и узкие пластины, из которых затем изготавливались разнообразные орудия. Сами нуклеусы имели призматическую форму с плоской верхней гранью. Пластины откалывались точным ударом по краю верхней грани нуклеуса, или отжимались с помощью костяных или роговых отжимников. Длина пластин была равна длине нуклеуса - 25-30 см, а толщина их составляла несколько миллиметров.
Метод ножевидных пластин, вероятно, был большим подспорьем для охотников, отправлявшихся в многодневные экспедиции в области, где почти не встречались не только кремни, но и другие мелкозернистые породы. Они могли брать с собой запас нуклеусов или пластин, чтобы было чем заменить наконечники копий, обломившиеся при неудачном броске или оставшиеся в ране животного, которому удалось убежать. А края кремневых ножей, которыми рассекали суставы и сухожилия, обламывались и затуплялись. Благодаря методу ножевидных пластин новые орудия можно было изготовить тут же на месте ( Придо, 1979 ).
Вторым важным достижением кроманьонца стало освоение новых материалов - кости и рога. Эти материалы называют иногда пластмассами каменного века. Они прочные, пластичные и лишены такого недостатка, как хрупкость, свойственная изделиям из дерева. Очевидно, немаловажную роль играла и эстетическая привлекательность костяных изделий, из которых изготавливались бусы, украшения и статуэтки. Кроме того, источник этих материалов был практически неисчерпаем - это были кости тех же животных, на которых охотился кроманьонский человек.
Соотношение каменных и костяных орудий сразу различает инвентарь неандертальской и кроманьонской стоянок. У неандертальцев на каждую тысячу каменных орудий приходится в лучшем случае 25 костяных изделий. На стоянках кроманьонцев кость и кремень представлены поровну, или даже костяные орудия преобладают.
С появлением костяных игл, шил и проколок появились принципиально новые возможности в обработке шкур и в изготовлении одежды. Крупные кости животных служили также строительным материалом для жилищ древних охотников и топливом для очагов.
Кроманьонец уже не зависел от естественных укрытий типа пещер и скальных навесов. Он строил жилища там, где ему было нужно, и это создавало дополнительные возможности для дальних миграций и освоения новых земель.
Третьим достижением кроманьонцев было изобретение принципиально новых орудий охоты, неизвестных его предшественникам. К ним относятся, прежде всего, лук и копьеметалка. Копьеметалки увеличивали дальнобойность копий древних охотников, почти в три раза увеличивая дальность их полета и силу удара, и играли большую роль в жизни древних охотников. Они изготавливались, как правило, из оленьих рогов, украшались резными фигурами и узорами и представляли собой зачастую настоящие произведения искусства.
Однако копьеметалка предполагала охоту на открытых пространствах, где легко было спугнуть добычу и где сам охотник оставался незащищенным перед раненым зверем. Изобретение лука позволило охотиться из укрытий, к тому же стрела летела дальше и быстрее копья.
Не менее важными для кроманьонского человека были и приспособления для ловли рыбы - острога и рыбная распялка, представляющая собой аналог рыболовного крючка. В Южной Африке археологи нашли маленькие цилиндрические камни с желобками, которые могли использоваться как грузила для рыболовных сетей.
Кроманьонские археологические культуры существенно отличаются друг от друга некоторыми специфическими особенностями кремневых и костяных изделий. Это один из признаков, по которому кроманьонская культура в целом отличается от неандертальской: орудия неандертальцев самых разных районов обладают очень высокой степенью сходства. Возможно, такая дифференциация кроманьонских изделий означает реальные культурные различия между отдельными племенами древних людей. С другой стороны, определенный стиль в изготовлении орудий мог отражать индивидуальную манеру какого-то древнего мастера, проявление его личных эстетических предпочтений.
Культура кроманьонца включает в себя еще одно явление, которое возникло только у современного человека. Речь идет об искусстве каменного века, искусстве, произведениями которого можно считать не только настенные росписи Древних пещер, но и сами орудия кроманьонского человека, орудия, иногда столь совершенные по своим линиям и формам, что их вряд ли может воспроизвести кто-либо из ныне живущих людей.