Неандертальцы Homo neandertalensis: гипотезы существования у них речи

Специалист по физиологии речи Ф.Либерман и анатом Э.Крелин сравнивали черепа, нижние челюсти и другие признаки у современных европейцев - взрослых и младенцев, классического неандертальца из Ла-Шапель-о-Сен и человекообразной обезьяны и выявили интересное обстоятельство: по ряду признаков новорожденный европеец ближе к неандертальцу, чем к нам. Либерман и Крелин реконструировали в пластилине ротоглоточную область неандертальца, промерили ее показатели и задали программу компьютеру, чтобы выявить частотные характеристики звуков, возможно, продуцируемых неандертальцем. Классические неандертальцы говорили значительно хуже современных людей. Из гласных у них не было "а" и "о", а только "э" и зачаточные "и" и "у". Из согласных им были доступны губные и зубные звуки, например, "д" и "б". Вероятно, у человека прямоходящего с речью дело обстояло еще хуже. Его глотка практически не могла оформлять звуки, характерные для современного человека. Однако палеоантропы из пещеры Схул - палестинцы - могли свободно произносить почти все звуки современных людей. Голосовые тракты палеоантропов из Штенгейма и Сванскомба - ранних палеоантропов - ближе к современным. Родезийский человек из Брокен-Хилл мог произносить звуки "и", "а","у", недоступные для классических неандертальцев.

Классические неандертальцы , судя по объему и строению эндокранов , имели такие же познавательные способности, как и палестинские палеоантропы, но недостаточное развитие голосового тракта не позволило им продуцировать звуки так, как это могли делать палестинцы.

Они, вероятно, могли создавать синтаксические структуры, но построение звуков было затруднено. Морфологическая специализация затормозила развитие речи.

Кроманьонцы , способные говорить быстро, легко использовали знаки и символы, получили значительный выигрыш в эволюции.

Таким образом, речь и прямохождение можно рассматривать как крупнейшие ароморфозы (события, повышающие уровень организации) в эволюции гоминид . Причем прямохождение стало основным маркером процесса гоминизации, а речь - маркером процесса сапиентации.

Ссылки: