Неандертальцы Homo neandertalensis: каннибализм и ритуалы
На стоянке в Крапине были найдены останки около 20 неандертальцев . Причем черепа были разбиты на мелкие куски, длинные кости конечностей расколоты вдоль (возможно для извлечения костного мозга). Несколько костей было обуглено, т.е., вероятно, мясо обжаривали и употребляли в пищу.
На одном из черепов в Схул имеется круглое отверстие, на другом скелете - проломлена головка бедра и вертлужная впадина. По всей вероятности, это следы агрессивных столкновений. Вероятно могла иметь место "битва под Крапиной" или массовая гибель людей и поедание останков дикими животными ( Хрисанфова, 1991 ). Некоторые авторы считают, что убийство соплеменников не было следствием агрессивных столкновений. Полагают, что причиной каннибализма в Крапине был голод, недостаток белковой пищи. Однако сведение каннибализма к стратегии питания или даже к появлению агрессии не всегда правомерно. Возможно, у палеоантропов в отличие от древнейших гоминид синантропов каннибализм был вызван не столько биологическими, сколько социальными причинами, т.е. у палеоантропов могли уже иметь место ритуалы. На характер ритуального убийства указывают находки черепов, отделенных от скелета ( Ява , у р.Соло ; Монте-Чирчео, Италия; Эрингедорф, Германия и др.). Отделение головы от туловища явно носило ритуальный характер.
У некоторых находок неандертальцев было расширено затылочное отверстие, вероятно, для извлечения мозга. В гроте Монте-Чирчео череп был обложен кольцом из камней. В Тешик-Таше погребение ребенка также было окружено кольцом из рогов горного козла.
Сооружение круга вокруг черепа или скелета ребенка является элементом обрядности. Дж.Констэбл указывает на ритуалы новогвинейских племен, при которых у убитого мужчины отделяли голову и расширяли затылочное отверстие для извлечения мозга. Мозг поедали. Этот ритуал выполняли при рождении ребенка.
Разнообразные ритуалы, существовавшие у неандертальцев, свидетельствуют, во-первых, о развитии более упорядоченных социальных отношениях, например о строгом распределении функций и видов деятельности, и, во-вторых, о развитии психики, о развитии представлений, об упорядочивании восприятий. Ибо, по мнению Ф. Кликса, нет ничего более организованного, более строго табуированного, чем магический ритуал .