Неандертальцы Homo neandertalensis: охотничьи культы
Имеются доказательства существования культов, связанных с охотой, у неандертальского человека . Глубоко в пещере ведьм недалеко от Генуи охотники бросали комья глины в сталагмит, напоминающий по форме животных. В 1970 г. Ральф Солецки обнаружил свидетельства церемонии, посвященной оленю, в одной из пещер Ливана. Около 50 тыс. лет назад тушу оленя разрезали и уложили на камнях, посыпав охрой. Красный цвет охры являлся, вероятно, символом крови.
Наиболее известным примером магического ритуала является культ медведя, открытый немецким археологом Э.Бехлером в одной из пещер швейцарских Альп на высоте 2400 м.
Много дальше от входа в пещеру Бехлер нашел сложенный из камней кубический ларь с гранями, равными примерно метру. Сверху он был закрыт большим плоским камнем. Внутри находилось семь черепов медведя, повернутых мордой ко входу в пещеру ( рис. 38 ). В нишах по стенам обнаружено еще шесть черепов. У одного черепа под скуловую дугу была засунута кость конечностей.
На юге Франции была найдена прямоугольная яма, прикрытая каменной плитой, где сохранялись кости более двадцати медведей. Предметом этого культа был вымерший теперь медведь Ursus spelacous - пещерный медведь - могучий зверь с широкой грудью, массивнее современного медведя гризли. Его длина от кончика носа до хвоста составляла почти 3 м. Проворный, коварный, с непредсказуемым поведением. Не удивительно, что он стал объектом ритуалов, колдовства и магий. Зимой он находился в пещерах, а с наступлением тепла бродил по склонам гор. Вообразите себе пятерых- шестерых охотников, которые на исходе февраля поднимаются в горы. Разбуженный медведь будет ошеломлен светом, да и голодовка во время спячки поубавит силы, но ее будет достаточно, чтобы сокрушать черепа и ломать копья охотников.
Ритуалы , связанные с медведем, все еще существуют у ряда охотничьих народов, обитающих по всему северу от Лапландии и Сибири до арктической глуши Нового Света. Некоторые сибирские племена почитали медведя как мифического первого человека и просили у него прощения перед тем как убить.
Иногда медведи считались посредниками между людьми и духами. Охотники-айны на севере Японии ловили медвежонка и почти год обходились с ним, как с почетным гостем, иногда женщины даже кормили его своим молоком. Затем к середине зимы медвежонка приносили в жертву, и мужчины пили его кровь. По поверью айнов, дух принесенного в жертву медведя возвращался в лес и сообщал лесным богам, хорошо ли его привечали, тогда лесные боги на следующий год сделают охоту удачной ( Дж. Констэбл ).
Вероятно, хранение черепов в каменных ларях у неандертальцев было связано с верованиями и охотничьей магией.
Переживание смертельной опасности во время охоты, неуверенность в ее успешном исходе, потребность в победе, а также необходимость принять решение на фоне сильного эмоционального возбуждения приводило, к сильному эмоциональному стрессу. Вероятно, магические действия позволяли уменьшить воздействие стресса, увеличивая веру в успех и уменьшая неуверенность и страх. Кроме того, ритуалы несли еще и информационную функцию, являлись одной из форм обучения молодых.