Палеолитическое искусство: предмет изображений
В сюжетах палеолитических рисунков и скульптур выступает их прямая связь с существованием людей - с охотой на животных - быков, лошадей и мамонтов. Мясом питались, из шкур делали одежду, из костей - орудия, из рогов - скульптуры. Приходилось и защищаться от хищников. Поэтому первая и главная тема искусства - тема зверя ( рис. 50 ). Искусство было связано с потребностями людей, изображалось то, чего хотелось больше всего, например, мамонт - желанный объект охоты - часто встречается в наскальной живописи. Всего в 66 пещерах были обнаружены изображения 610 лошадей, 510 бизонов, 205 мамонтов, 137 туров, 247 ланей и оленей, 84 северных оленей, 36 медведей, 29 львов и 10 носорогов. Множество изображений животных было найдено на рукоятках орудий, дротиков, жезлов. Человек изображал охоту с определенными практическими целями - заворожить зверя, овладеть им, обеспечить успех охоты. Особый интерес представляют изображения ран на теле животного. Иногда это ямки от копий, т.е. художник метал копье в рисунок, как в живую добычу. Много раз изображается кровь в виде полосок, вытекающая из ран, дротики в теле зверя. В некоторых пещерах есть изображения ям-ловушек, ловчих изгородей. На некоторых изображениях сверху прорисованы руки, может быть, человек накладывал руки на изображение жертвы, чтобы магическим путем подчинить ее себе.
Об утилитарном характере рисунков свидетельствует факт наслоения изображений. Смысл таких наслоений - сгустить количество животных, магически обеспечить удачу промысла.
Палеолитические охотники хорошо знали анатомию животных, изображали не только очертания животного, но и его внутренние органы, например, красным обозначали сердце. У мамонта из Испании и рыбы из Арктики видны внутренности. Часто на рисунках обозначали хребет, заштриховали мускулы.
Тема размножения возникала у палеолитического человека, когда добыча иссякала и людям приходилось мигрировать в другое место. Так можно толковать изображение самки бизона с открытой вульвой и самца с эректированным пенисом, глиняные валики, изображающие половые органы. Возможно, эти изображения использовались в культовых обрядах, ритуалах, связанных с размножением зверей ( рис. 51 ). Повторение сюжета самки и самца, преследующего ее, можно встретить во многих рисунках из разных пещер. Изображали и беременных особей, особенно интересно изображение маленькой лошадки - зародыша во чреве большой.
В некоторых росписях имеются символические изображения женского знака пола. В пещере Ла Ферасси во Франции имеются округлые, замкнутые, удлиненные линии с изображением вагины. Поскольку сцены совокупления в рисунках редки, то Ле-Гуран предположил, что знаки представляют собой символы женского и мужского начал и изображают половой акт. Половая символика вытекает из идеи плодородия.
Изображение человека в искусстве палеолита относится к тому времени, когда человек стал выделять себя из природы. Интерес к зверю стал ослабевать и из-за хозяйственной деятельности человека, когда он переходил от охоты к скотоводству. Первыми изображениями человека были женские статуэтки - "Венеры палеолита" ( рис. 52 ), это довольно реалистические изображения огромного живота и набухшей груди. Голова не имеет лица, оно гладкое. Такие фигурки символизировали плодородие женщины. Одновременно со статуэтками находят стилизованный знак женщины, изображение лона или поперечная полоса в нижней части живота - знак половой щели ( рис. 53 ). Интересна находка Брейля (пещера Комбарель), изображающая половой акт. У большой фигуры указан половой орган самца в состоянии эрекции, а заднюю часть перекрывает женская фигурка. Находят также двуполые фигуры, где формы женского тела сочетаются с половыми органами мужчины. Вероятно, они отражают представления о начальном двуполом существе.
Помимо плодородного начала первобытные женские фигурки служили для привлечения зверей самцов, так как первобытные люди верили в сексуальные связи между людьми и зверями.
Некоторые авторы считают, что существовало разделение труда, мужчины охотились, женщины оставались дома у очага. Поэтому предполагают, что фигурки и рисунки, связанные с охотой, выполнены мужчинами, а фигурки женщин, которые часто находят у очага, сделаны женщинами-художницами.
Мужчине в искусстве палеолита принадлежит более скромная роль. Обычно это участники охоты, например мужчина, задираемый медведем. На изображениях мужчин во время охоты виден эректированный половой член.
Фантастические изображения людей со звериными головами - бизона, обезьян, волков или птиц, возможно представляют собой изображения людей в звериных масках ( рис. 54 ), которые употребляли в ритуальных представлениях, признаки мужского пола указывают на обряд, связанный с культом плодородия.
Сходство фигурок из разных регионов говорит о сходстве стиля и эстетических представлений одного круга социальных традиций.