Палеолитическое искусство: техника исполнения
Почти все наскальные рисунки найдены на высоте 1,5-2 м, а иногда и на потолке, вероятно, люди пользовались подставками, так как в одной из пещер Австралии недалеко от изображений животных лежит ствол дерева.
Для выполнения скальных гравюр художник использовал грубый режущий инструмент. Такие резцы были найдены на многих стоянках. В позднепалеолитических слоях были обнаружены скопления краски, например охры. Из Альтамиры известны фрески в три цвета - белый, черный, красный.
Пропорции и законы перспективы на рисунках не соблюдались. Детали изображены настолько точно, что передают особенности поведения животных - состояние покоя, бег, облизывание, ухаживание и др. Рисунок голов оленей расположен так, что сразу понятно - олени плывут. Движения на многих рисунках достигаются поворотами ног, головы, наклонами тела, вытянутыми или согнутыми ногами. Палеолитические художники были хорошими натуралистами и наблюдателями. Они с такой точностью передавали характерные особенности животных, что палеонтологи с точностью до вида определяют их таксономическую принадлежность. Несмотря на то что рисунки стилизованы, они очень узнаваемы. Некоторые рисунки выполнены пальцем по глине, так называемые "макаронные" рисунки. Первобытные художники иногда использовали готовые формы сталагмитов или натеки, чтобы создать фигуру лошади, бизона, мамонта. Так, бизон из пещеры Кастильо встал на дыбы - он вырезан из сталагмита, а рога и копыта его гравированы.
Рисунки и скульптуры были окрашены либо одним, либо несколькими природными красителями. Желтая, красная и коричневая краски приготовлялись из окиси марганца, белая - из каолина, для желтых и красных оттенков использовался лимонит или гематит. Древесный уголь давал черную расцветку. Красители готовили на воде или жире. Во многих пещерах найдены сосуды, углубления, раковины, очевидно, служившие вместилищем для краски.