Представления о природе искусства и гипотезы его происхождения

Между физиологами павловской школы и психологами школы Рубинштейна существовали значительные расхождения во взглядах на природу искусства.

У физиологов павловской школы складывается представление об искусстве как о низшей деятельности, основанной на эмоциях. Действительно, эмоции являются продуктом подкорковых структур - лимбической системы и считаются как бы низшей формой психической деятельности. И.П.Павлов выделил у человека два основных типа нервной деятельности, в первом типе преобладает первая сигнальная система (чувственное восприятие), во втором типе - вторая сигнальная система (абстрактные восприятия). К первым Павлов относил художественные натуры, ко вторым - мыслителей.

Психолог Л.С.Рубинштейн и его последователи основывались на глубоких различиях между простыми физиологическими эмоциями, такими как страх, удовольствие, голод и прочие, и эмоциями-чувствами, которые опосредуются сознанием и обусловливаются социальной сущностью личности. Психологи оспаривали взгляд на искусство как на деятельность низшего порядка. При таком понимании эмоций исключается оценка искусства как архаического поведения, оно оценивается как одна из высших специфических особенностей психической деятельности человека, при которой воображение создает новые ситуации.

В спор физиологов и психологов вступили археологи и антропологи. По их данным, искусство возникает только у человека современного типа , на 2-2,5 млн лет позднее, чем появились первые орудия труда у гоминид . Согласно законам эволюции более сложные формы деятельности и поведения появляются позднее в филогенезе, чем более простые. Следовательно, с точки зрения антропологов, искусство является филогенетически новой и потому высшей формой деятельности человека. Высшая сущность человека - в синтезе эмоций и разума.

Вопрос о том, как возникло искусство и какова его роль в общей системе поведения, очень сложен и не нашел исчерпывающего объяснения. Перечислим несколько общеизвестных гипотез о роли и сущности искусства:

- искусство служит для привлечения полового партнера;

- искусство рассматривается как игра, забава, отдых, оно удовлетворяет потребность в развлечении и эмоциональной разрядке;

- цель искусства - удовлетворение эстетического чувства;

- искусство связано с повседневной производственной деятельностью.

Особняком стоит гипотеза антрополога Рогинского (1982) о том, что искусство связано с деятельностью организма, с аритмией мышления человека. В отличие от всех других предположений Рогинский пытается объяснить возникновение и сущность искусства из специфики функционирования организма. Большинство функций организма подчиняются строгому ритму - сокращение сердца, дыхательные движения, перистальтика кишечника, фрикции при половом акте, ходьба, чередование сна и бодрствования. Только деятельность мозга, мышление аритмично. Оно отвечает на непредвиденные отклонения, изменения в среде и решает в короткий срок новые задачи, поэтому интеллект не обладает ритмом, как большинство функций организма. Из-за ациклической деятельности мозга человек часто оказывается в экстремальной "срывной" ситуации, когда в поисках трудного решения задачи мыслью ломается ритм, автоматизм нашего организма. И тогда, по словам Рогинского, мы ищем ритм и гармонию в искусстве. В искусстве человек стремится, не прекращая работы сознания, вернуться в общий ритм своей природы, из которой заставляет его выходить собственная мысль. Рогинский различает "искусство-образ" и "искусство- ритм".

Искусство-образ возникает из стремления усилить новизну, яркость своего восприятия и препятствует возникновению автоматизма в психике. Искусство образа уводит нас от привычного машинального обладания вещами, сохраняет новизну в знакомых предметах. Особенно наглядно проявляется искусство-образ в изобразительной сфере.

Искусство-ритм создается при движениях и звуках - это музыка, танец, поэзия. Искусство ритма расслабляет, дает чувство гармонии и отдыха, "иллюзию найденного решения".

Искусство помогает нам преодолеть аритмию мышления и автоматизм деятельности, достигнуть эстетического удовольствия.

Ссылки: