Примитивная речь и архаическое мышление

Характерные признаки ранних стадий развития речи в некоторых аспектах сходны с речевыми формами некоторых народов, например бушменов . В примитивных языках звуковые выражения включены в комплекс невербальной коммуникации - мимику и жесты. Дифференцированность звуков недостаточна, количество слов невелико. В фонетике преобладает щелкающие, хрипящие звуки. Характерный прием - повторение слов, например, на языке пигмеев "нгум-нгум" означает грохотать. У бушменов множественное число демонстрируется повторением слова, так один человек - "ту", несколько человек - "ту-ту", большая толпа - "ту-ту-ту". Одно и тоже слово означает несколько понятий. Так, на языке бушменов "г'онс" означает солнце и жажда. Предложение строится как последовательность сцен. Например, прежложение "Я приношу моему отцу суп, потом хлеб" выглядит так: "Я беру суп - беру, иду, прихожу - отец мой - перед лицом - даю ему - прихожу, беру хлеб - даю ему".

Поведенческий опыт обогащает коммуникативную сигнализацию, она становится системой знаков для обозначения понятий. Это и есть, по мнению Ф.Кликса, коллективный источник возникновения языка.

Если сопоставить развитие мышления и речи с культурой и морфологическими особенностями гоминид , можно отметить связь между ними. Развитие умственной и речевой деятельности гоминид - длительный и многоплановый процесс. Общая тенденция - расширение круга дифференцированных восприятий и представлений вариабельность их сочетаний, разнообразие и дифференциация фонемного состава речи. Основные фазы развития мышления и речи представлены в табл. 10 .

Существует мнение, что именно орудийная деятельность стала основой формирования мышления и речи. Однако разнообразие звуковых сигналов возникает и развивается в процессе общения особей в социуме, в то время как орудийная деятельность совершенствуется параллельно, но взаимосвязанно с сигналами.

Архаическое мышление появляется при взаимодействии человека с природной средой и социальным окружением. Это самые ранние познавательные процессы человека, опосредованные символами, т.е. мышление в символах. Ф.Клике выделяет три главные особенности архаического мышления человека. Первая особенность - слияние индивида с окружающей природой. Вторая особенность - интеграция индивида и социума, личности и рода. Это свойственно тотему , общий предок выступает как источник всех правил совместной жизни. Тотем определяет общие черты поведения, ритуалы. Третья особенность архаического мышления - эмоциональность и аффективная напряженность общения. Эти особенности определяются характером жизненных переживаний - опасность, голод, нестабильность существования. Суть архаического мышления - пытаться понять и объяснить все новое, неизвестное, непонятное, и это объяснение помогает найти решение в экстремальных ситуациях и выработать адекватные стратегии действия. Палеолитическое искусство является доказательством существования архаического мышления у человека и его высшим творением.

Ссылки: