Аксиома экологии человка 1: эволюция и цивилизация
Человека изучают многие науки, при этом каждая из них рассматривает его только в свойственном для нее аспекте. Одна группа дисциплин видит в человеке только представителя одного из многочисленных биологических видов, живое существо, подчиняющееся законам биологии. В биологическом смысле человек представитель вида Homo sapiens, семейство гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих - высшая ступень развития органической жизни на Земле. Ученые полагают, что в своем современном физическом облике, получившем в исторической антропологии название кроманьонец, человек появился около 50 тысяч лет тому назад, обособившись от предшествовавшего ему неандертальца, который уже умел пользоваться огнем. Ранние формы гоминид (австралопитек и др.), пользовавшиеся каменными орудиями труда, появились несколько миллионов лет тому назад. От биологически близких человеку человекообразных обезьян и ранних гоминид он отличается развитым мышлением, способным к абстракциям, развитой речью и эквивалентной ей знаковой системой коммуникации, способностью делать орудия для производства разнообразных орудий труда и другими особенностями. В отличие от животных человек сохраняет свои основные видовые морфофункциональные характеристики независимо от природных условий. Человека биологического изучают многие дисциплины, в том числе анатомия, физиология, генетика, морфо-функциональная антропология, биология человека. Другие дисциплины (история, социология, экономика, этнография, демография) изучают человека социального как участника общественноисторического развития, творца материальной и духовной культуры на Земле. В социальном смысле человек - существо, возникшее в коллективе, воспроизводящееся и развивающееся в коллективе. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Человек, элементарная единица различных групп и общностей, в том числе этносов, государств и т.д., где он выступает как личность. Признанные в международных организациях и в законодательстве государств права человека есть прежде всего права личности. Обособленное изучение двух различных ипостасей человека - биологической и социальной - удобны в методическом отношении, они позволяют выделить наиболее важные для данной науки особенности человека. Но для некоторых системных дисциплин важна именно двуединая сущность человека. Так, базой исследования основных закономерностей экологии человека и эволюции человеческого рода служит твердое понимание того, что человек - биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. ( Фролов, 1989. С. 61 ].
Исходя из этого, первую аксиому экологии человека можно сформулировать следующим образом: Человечество, с одной стороны, биологический вид, часть природы; с другой - носитель созданной им цивилизации. Поэтому развитие человечества обусловлено двумя основополагающими процессами - биологической эволюцией и культурным прогрессом. Жизнедеятельность человека обусловлена как биологическими процессами в его организме, его анатомией и физиологией, так и навыками, полученными при общении с другими людьми (обучение, совместный труд, отношения в семье), то есть в процессе социализации. Важную роль в биосоциальной эволюции человека сыграл тот факт, что восприятие социальной программы в ходе индивидуального развития человека опирается на ее генетические особенности, на присущие человеку способности к усвоению языков и т.д., имеющие в основе генетические задатки. В этом отношении генетические особенности каждого человека имеют важнейшее значение не только для обеспечения его биологических свойств, но и для восприятия социальной программы. На протяжении всей истории человечества сознание людей оказалось способным воспринимать все нарастающую социальную программу. Пластичность сознания у человека так велика, что будущая, обозримая нам история, будет вполне обеспечена его существующими биологическими свойствами. [ Дубинин, Шевченко, 1976 ]. Из понимания биосоциальной сущности человека следует понимание и всех остальных положений экологии человека.