Фауна и флора разных континентов

Яркое свидетельство эволюционного процесса - распространение животных и растений но поверхности нашей планеты. Во все времена путешественников и натуралистов поражало своеобразие растительного и животного мира Австралии, Южной Америки, океанических островов и вызывало интерес сходство фауны некоторых материков, например Северной Америки и Евразии. А. Уоллес привел все сведения в систему и выделил 6 зоогеографических областей: 1) Палеарктическую, охватывающую Европу, Северную Африку, Северную и Среднюю Азию, Японию; 2) Неоарктическую, включающую Северную Америку; 3) Эфиопскую, включающую Африку к югу от пустыни Сахара; 4) Индомалайскую, охватывающую Южную Азию и Малайский архипелаг; 5) Неотропическую, занимающую Южную и Центральную Америку; 6) Австралийскую, включающую Австралию, Новую Гвинею, Новую Зеландию, Тасманию, Соломоновы острова и Новую Каледонию ( рис. 18 ).

Степень сходства и различия между разными зоогеографическими областями неодинакова. Фауна и флора Палеарктической и Неоарктической областей имеют много общего, хотя и изолированы Беринговым проливом. На этом основании они объединяются в единую Голарктическую область. Неоарктическая и Неотропическая области, наоборот, существенно отличаются, хотя и соединены сухопутной связью (Панамским перешейком). В чем же причины этого сходства и различия? Очевидно, они связаны с историей формирования материков, временем их изоляции. Так, глубокое различие в фауне Неотропической и Неоарктической областей определяется тем, что сухопутная связь между ними установилась совсем недавно. Об этом свидетельствуют геологические данные. После возникновения Панамского перешейка лишь немногим южноамериканским видам удалось проникнуть на север (например, древесный дикобраз, броненосец, опоссум). Североамериканские виды преуспели в освоении южноамериканской области несколько больше. Олени, лисы, выдры, медведи, хомяки проникли в Южную Америку, но не оказали существенного влияния на ее уникальный систематический облик. Только здесь живут представители отряда неполнозубых (муравьеды, броненосцы и ленивцы), сохранились птицы гоацины, которые могут лазать по деревьям, благодаря когтям на пальце крыла (как археоптерикс), и другие животные. Своеобразие фауны Южной Америки было одним из фактов, натолкнувших Ч. Дарвина на мысль об эволюции. Сходство фауны Неоарктической и Палеарктической областей обусловлено тем, что в прошлом между ними существовал сухопутный мост - Берингов перешеек.

Наиболее отличен от других континентов животный мир Австралии. Австралия обособилась от Южной Азии свыше 100 млн лет назад, еще до возникновения высших плацентарных млекопитающих. Здесь обитают яйцекладущие млекопитающие - утконос и ехидна, огромно разнообразие сумчатых. Они занимают сходные экологические ниши с плацентарными на других континентах и дают поразительный пример конвергентного развития видов. Сумчатый крот, сумчатая белка, сумчатая летяга, сумчатая куница, сумчатый муравьед, сумчатый волк (истреблен на Тасмании в 1940-е годы) поразительно похожи внешними пропорциями тела на очень далеких плацентарных родичей с других континентов. Лишь в Ледниковый период сюда через острова Зондского архипелага перебрались немногие плацентарные - мыши и собаки (потомок последних - австралийская собака динго). В остальном фауна Австралии очень своеобразна.

Таким образом, чем теснее связь континентов, тем более родственные формы там обитают, чем древнее изоляция частей света друг от друга, тем больше различия между их населением.

Ссылки: