Острова - естественные лаборатории эволюции
Организмы попадают на острова различными способами. Ч. Дарвин во время экспедиции на "Бигле" брал в открытом океане пробы воздуха, в которых обнаружил споры, семена, насекомых, паутинки, переносимые ветром. Известно, что семена, споры растений, клещей, яйца насекомых и даже икринки рыб могут переносить на лапах и перьях птицы. Моряки не раз видели естественные плоты из переплетенных растений, которые были столь огромны, что их принимали за острова и наносили на карту. Эти естественные плоты могли нести небольших млекопитающих, рептилий, насекомых, пауков, многоножек, улиток и другие существа ( рис. 29 ).
Попав на острова, наземные растения и животные, часто не способные держаться на воде или плавать, оказались замкнутыми в своем островном мире. В каком направлении действует естественный отбор на островные виды? Здесь наблюдаются четыре главные тенденции: гигантизм, карликовость, бескрылость, внутривидовое разнообразие.
Многие островные животные, особенно птицы и пресмыкающиеся, достигают больших размеров ( рис. 30 ). Самые большие птицы, которые когда-либо существовали на Земле, обитали на островах: моа в Новой Зеландии и эпиорнисы (слоновые птицы) на Мадагаскаре. Моа достигали трехметровой высоты, т.е. были почти вдвое выше человека и весили около 250 кг, а яйца - 7 кг! Эпиорнисы были не столь высоки, как гиганты моа, но почти вдвое тяжелее и откладывали яйца диаметром до 35 см, одно такое яйцо равно по объему 180 куриным яйцам. Гигантизм этих нелетающих птиц, как удалось выяснить при изучении отливок мозга, был обусловлен мутациями, приведшими к сверхразвитию гипофиза. Гигантизм распространялся не только на животных. На Сахалине растет гигантская гречиха; немало других сахалинских растений отличается гигантизмом. Некоторые кустарники и травы не уступают деревьям, например подорожник на Канарских островах, плющ в Новой Зеландии. На острове Сокотра в Индийском океане растут деревья-эндемики с чудовищно развитыми стволами, в которых хранится вода, они родственны дыням и огурцам.
В развитии некоторых животных, в основном млекопитающих, отразилась противоположная тенденция. Пример этому - пони (карликовая лошадь) на Шетландских островах. Уменьшив размеры, млекопитающие как бы расширили свой ареал.
Другая характерная черта островных животных - утрата способности к полету. Гигантские птицы, о которых шла речь, не имели крыльев, не способны летать маскаренские гигантские голуби дронты, галапагосские бакланы, новозеландские киви. В Новой Зеландии водится бескрылый попугай, гнездящийся в норах. По-видимому, крупным птицам в отсутствие хищников и при обилии пищи летные качества не были необходимы, и постепенно на основе накопления мутаций и естественного отбора они их лишились.
Обычны на океанических островах и бескрылые насекомые, так как крылатые чаще подхватывались ветром и гибли в океане.
У обитающих на архипелагах животных можно наблюдать также приспособительное разнообразие. Достаточно вспомнить галапагосских вьюрков и гавайских цветочниц, каждый вид которых приурочен к определенному острову или специализирован к способу питания, что исключает конкуренцию и виды существуют бок о бок.
Наконец, обитатели островов, как правило, очень доверчивы. Это объясняется тем, что в отсутствие естественных врагов-хищников животные утрачивают связанные с защитным страхом наследственные поведенческие навыки.
Долгое время географическая изоляция способствовала сохранению эндемичной флоры и фауны островов. Но безопасность жизни на островах закончилась в тот день, когда на горизонте появился первый корабль. Островные животные оказались безоружными перед пришествием человека. Самые большие потери понесли бескрылые птицы: исчезли моа, эпиорнисы, дронты и др. Легко понять, что виды, не способные летать, - самая легкая добыча для человека и его спутников - собаки и кошки. Роковую роль сыграло внедрение на островах новых видов, случайно или намеренно завезенных человеком. Еще в XVII-XVIII вв. команды кораблей оставляли на островах коз и свиней, чтобы обеспечить себе пропитание на будущее. Эти брошенные животные истребляли туземную флору так интенсивно, что многие виды растений почти полностью исчезли, а с ними исчезли и животные: насекомые, птицы, рептилии, некоторые млекопитающие, которым растения служили кормом и кровом.