Эволюционное учение Дарвина: значение
Учение Ч. Дарвина отвечает всем требованиям, предъявляемым к научной теории. Во-первых, дарвинизм представляет собой стройную систему логических рассуждений и доказательств. Во-вторых, дарвинизм не описание совокупности фактов, а учение, вскрывающее причины эволюции и объясняющее многие явления природы. В-третьих, дарвинизм опирался на многочисленные факты из области селекции, что доказывало неразрывность этого учения с практической деятельностью человека.
Ч. Дарвин был первым, кто вскрыл причины развития живой природы и объяснил эволюцию как самодвижение и саморазвитие, происходящее на основе чисто материальных факторов. Он объяснил две центральные проблемы эволюционной теории - происхождение приспособлений и видообразование.
Со времен Дарвина в науке утвердился исторический метод познания, ориентирующий исследователей не только на описание явлений природы, но и на их объяснение, на установление причин явлений, этапов развития.
Эволюционное учение Дарвина высоко оценили К. Маркс и Ф. Энгельс. Они создали диалектико-материалистическую философию и применили диалектический метод к анализу общественных явлений. Важно было доказать, что диалектические законы действуют в природе. Книга Ч. Дарвина "Происхождение видов" как раз и представляла богатый материал по диалектике развития живой природы. Ф. Энгельс писал: "...до сих пор никогда еще не было столь грандиозной попытки доказать историческое развитие в природе, да и к тому же еще с таким успехом".
Уже в 1860 г. ученые многих стран с воодушевлением приняли учение Дарвина. Главным борцом за дарвинизм в Англии был зоолог Томас Гексли . В лекциях на тему "Положение человека в природе" Т. Гексли первый привел палеонтологические, морфологические, эмбриологические доказательства родства человека с высшими обезьянами.
С появлением книги Дарвина антиэволюционизм исчез. Факт существования постепенной изменяемости видов, органической эволюции стал доказанным. Споры стали идти не по поводу признания эволюционной концепции, а по поводу механизмов эволюции. Антидарвинисты уже не отрицали факта органической эволюции, а выступали против естественного отбора как движущего фактора эволюции. Антиэволюционизм сменился антидарвинизмом. Антидарвинисты искали другие движущие факторы эволюции. Поскольку законы Менделя были переоткрыты лишь в 1900 г. и генетики как науки в XIX в. не существовало, одной из форм антидарвинизма был неоламаркизм с его учением о "наследовании благоприобретенных признаков".
В России учение Дарвина сразу нашло горячую поддержку. Причина этого кроется в наличии материалистических традиций в понимании развития природы, заложенных еще М.В. Ломоносовым, А.Н. Радищевым, А.И. Герценом. Материалистический дух учения Дарвина был отражен в статьях Д.И. Писарева под общим названием "Прогресс в мире животных и растений". Выступления К.А. Тимирязева, Д.И. Писарева и других пропагандистов дарвиновского учения во многом способствовали тому, что прогрессивно настроенная молодежь 60-х годов прошлого века с энтузиазмом посвящала себя биологическим исследованиям.
Молодые сторонники учения Дарвина: Владимир и Александр Ковалевские, Н.А. Северцов, И.И. Мечников, К.А. Тимирязев, М.А. Мензбир в России, Томас Гексли, Альфред Уоллес, Филипп Склетер в Англии, Эрнст Геккель в Германии, Луи Долло в Бельгии, Аза Грей в США - приложили огромные усилия для пропаганды дарвинизма. Они создали новые научные направления: эволюционную палеонтологию (В.О. Ковалевский, Л. Долло), эволюционную эмбриологию (Э. Геккель, Ф. Мюллер, А.О. Ковалевский, И.И. Мечников), эволюционную морфологию (Э. Геккель, А. Дорн, Л. Долло), историческую биогеографию (Ф. Склетер, А. Уоллес, Н.А. Северцов, М.А. Мензбир).