Линнеевский период развития биологии

Сама идея эволюции стара как мир. Представлениями о возможности превращения одного вида в другой пронизаны мифы многих народов. Зачатки эволюционных идей можно найти как в трудах мыслителей Древнего Востока, так и в высказываниях античных философов Анаксимена, Анаксимандра, Эмпедокла. Эти представления касались не только эволюции всего мироздания, но распространялись и на биологическую эволюцию.

Идеям трансформизма противоречила философия иудаизма и христианства со свойственной этим религиям идеей о едином акте творения (creatio), ставшая основой статической картины мироздания - креационизма. Споры трансформистов и креационистов шли на протяжении многих веков вплоть до второй трети XIX в. В большинстве своем до середины XVIII в. спорящие стороны не привлекали нового фактического материала, и эти дискуссии носили схоластический характер.

Человеку, запертому в стенах средневекового города или знакомому лишь с природой, окружавшей старейшие университеты Европы, было трудно, почти невозможно собрать новые факты, подтверждающие идею трансформизма. Фауна и флора Европы не слишком разнообразны, здесь непросто найти переходные формы между современными видами и родами, что могло привести к идеям трансформизма.

Эпоха Великих географических отрытий познакомила европейцев с поразительным многообразием жизни в тропиках, привела к возникновению первых гербариев (Рим, Флоренция, Болонья) уже в XVI в., ботанических садов (Англия, Франция), кунсткамер и зоологических музеев (Нидерланды, Англия, Швеция). К концу XVII в. многообразие вновь описанных форм было настолько велико, что ботаники и зоологи того времени буквально стали тонуть в море накопленного и постоянно прибывающего материала.

Понадобился кропотливый гений великого шведского биолога Карла Линнея (1707-1778) для того, чтобы навести порядок в этих грудах материала, и создание Линнеем систематики как науки было первым и, пожалуй, самым важным камнем, заложенным в будущий фундамент дарвинизма. К. Линней был креационистом (он писал, что "видов столько, сколько их создало Бесконечное существо"). Однако его имя как ученого стоит рядом с такими именами, как И. Ньютон, Г. Лейбниц. Историческое значение К. Линнея состоит в том, что он выдвинул принцип иерархичности систематических категорий (таксонов): виды объединяются в роды, роды в семейства, семейства в отряды, отряды в классы и т.д. Иерархичность системы Линнея близка к идее расхождения признаков у родственных организмов, предложенной столетием позже Ч. Дарвином. К. Линней первым поместил человека среди отряда приматов, нанеся первый сокрушительный удар представлениям об исключительности человека как явления природы.

При этом Линней не утверждал, что человек произошел от обезьяны, он лишь подчеркнул несомненное внешнее сходство. Принцип иерархичности был сведен Линнеем в основном труде его жизни "Системе природы". Первое издание этой книги (1735 г.) имело лишь 13 страниц, десятое (1758 г.) - 1384 стр., а в двенадцатом (1778 г.) - 2335 стр. В течение всей жизни Линней продолжал работу по описанию новых видов и установлению иерархичности систематических категорий.

Принятие принципа иерархичности таксонов, стимулированное К. Линнеем бурное развитие систематики в большей степени способствовали возникновению и признанию дарвинизма, нежели труды трансформистов и ранних эволюционистов второй половины XVIII - первой половины XIX в.

Ссылки: