Недостаток продовольствия в современных условиях: общие сведения

Подорожание зерна, и угроза, которую оно представляет продовольственной безопасности, приобретают иные, более тревожные черты, чем в прошлом. Во второй половине XX в. зерно дорожало несколько раз. В 1972 г. Советский Союз, рано осознав, что урожай будет плохим, тихо загнал в угол весь мировой рынок пшеницы. В результате ее стоимость повсеместно более чем удвоилась, а вслед за ней подорожали рис и кукуруза. Но раньше скачки цен были обусловлены изменившимися обстоятельствами - засухой в СССР, отсутствием муссонных дождей в Индии, жарой, вызвавшей неурожай в кукурузном поясе США, - и были недолговечны: ко времени сбора следующего урожая цены возвращались на прежний уровень.

В наши дни без изменения мировых тенденций такой возврат невозможен. Если рассмотреть ситуацию с точки зрения спроса, то мы увидим непрерывный прирост населения - более 70 млн человек в год; все больше людей употребляют в пищу продукты животноводства, где в качестве корма используются зерновые культуры, плюс огромные количества зерна идут на производство этилового спирта, используемого как автомобильное топливо.

Повышенный спрос на зерно, связанный с возрастающим благосостоянием, широко варьирует между разными странами. В бедных государствах, например в Индии, где зерновые составляют 60% рациона, потребляется около 500 г зерна на человека в день. В богатых, таких как США и Канада, количество зерна на душу населения почти в четыре раза больше, причем около 90% расходуется опосредованно, в виде мяса, молока, яиц, когда само зерно идет на корм скоту.

Потенциальный рост дальнейшего потребления зерна по мере увеличения доходов бедной части населения представляется огромным. Но и он кажется мизерным по сравнению со спросом на автомобильное топливо: в 20010 году отведенная для него доля составит четверть урожая США, а ведь такого количества достаточно, чтобы прокормить 125 млн американцев или полмиллиарда индийцев. Но даже если все собранное в США зерно было бы переработано на этанол, его количество покрыло бы только 18% потребностей автомобилистов страны. Зерном, необходимым для наполнения топливом одного бака внедорожника, можно прокормить одного человека в течение года.

Происходящее слияние пищевой и энергетической отраслей экономики означает, что если прибавочная стоимость зерна в пищевой промышленности будет меньше, чем в топливном секторе, то рынок переместит зерновые в энергетику. Такое раздвоение спроса ведет к беспрецедентному соревнованию машин и людей. Соединенные Штаты Америки, предпринимая необоснованные попытки уменьшить свою зависимость от импортной нефти и перейти на новый вид горючего, провоцируют всемирную нестабильность обеспечения продовольствием в невиданных масштабах.

Ссылки: