Нервная система: исследование психического статуса
Исследование психического статуса включает оценку внимания, ориентации, памяти, критики к своему состоянию, абстрактного мышления и общего уровня знаний. При исследовании внимания больному сообщают некое число, затем называют произвольные числа; задача больного - отмечать каждый раз, когда называется заданное число. Для оценки ориентации спрашивают, как зовут больного, где он находится, какое сегодня число и день недели. Показатель кратковременной (первичной) памяти - величина цифрового ряда, который больной может воспроизвести. Для оценки памяти на недавние события (вторичной памяти) перечисляют несколько предметов и просят назвать их спустя некоторое время (например, через 5 и 15 мин). О третичной памяти (памяти на отдаленные события, долговременной памяти) можно судить по тому, как больной рассказывает о течении заболевания или воспроизводит события из своей жизни. Для оценки критики к своему состоянию у больного спрашивают, не изменилось ли что-нибудь в его здоровье. Абстрактное мышление можно оценить по интерпретации пословиц (например, "лучше синица в руках, чем журавль в небе"). Чтобы оценить уровень общих знаний, спрашивают об исторических или текущих событиях. Специфические высшие корковые функции проверяют, если есть признаки их поражений. Оценка речи включает исследование спонтанной речи, называния предметов, воспроизведения, чтения, письма и понимания устной речи. Проверяют также счет, умение отличить правую и левую стороны, знание названий пальцев рук, праксис (просят посвистеть, показать, как чистят зубы, причесаться, пожать руку), способность рисовать и копировать фигуры.