Подростки: обследование

Первая беседа. Врачу, в основном работающему со взрослыми, бывает трудно установить правильные взаимоотношения с подростком. Помогает ему в этом беседа с подростком и его семьей. Очень важно, чтобы беседа и исследование происходили наедине, чтобы подросток сам задавал вопросы, в том числе попросил о новых назначениях. Следует рассказать об основных особенностях подросткового возраста, обсудить участие родителей в лечении. Сразу надо решить и вопросы оплаты медицинских услуг. При первом знакомстве необходимо узнать, как и где подросток лечился раньше, и попросить разрешения связаться с предыдущим лечащим врачом.

Соблюдение врачебной тайны. Соблюдение врачебной тайны - основа отношений врача и больного. Подросток должен иметь возможность честно и открыто обсудить все вопросы с врачом, а врач должен заверить, что все сведения останутся неразглашенными. Прежде чем спрашивать о половой жизни и употреблении наркотиков, полезно еще раз подтвердить конфиденциальность разговора. При опасных формах поведения или заболеваниях (суицидальные попытки, хронические заболевания и т. п.) врач имеет право настоять на участии родителей или опекунов в лечении.

Сбор анамнеза. Собирая анамнез, надо учитывать развитие подростка ( табл. 8.4 ). Иногда он не решается сообщить основную жалобу, пока не удостоверится, что она будет сохранена в тайне. В каждом случае следует проверить наличие опасных форм поведения (половая жизнь, употребление наркотиков), признаков депрессии (с учетом ее особенностей у подростков), расстройств пищевого поведения. Особенно трудно различить временные возрастные отклонения и действительно патологические, опасные формы поведения. Для этого надо выяснить, наносит ли подросток вред своему здоровью, каковы причины опасного поведения, нет ли отклонений в психическом развитии.

На рис. 8.3 представлены биологические и психосоциальные факторы, предрасполагающие к опасным формам поведения. Если подростку, особенно мальчику, явно нравится такое поведение, если оно свойственно его приятелям, если он предоставлен самому себе, многократно менял школу - риск опасных форм поведения высок. За одними опасными действиями нередко следуют другие - например, употребление наркотиков сочетается с ранним началом половой жизни. Беседуя об опасных формах поведения, врач должен задавать конкретные вопросы: что именно делает подросток, как часто. Разработаны схемы, помогающие установить наличие и риск опасных форм поведения у подростков (Green M., 1995; Е1-ster А. В., KuznetsN. J., 1994).

Часто подросток пытается скрыть опасные формы поведения. Тогда можно попытаться выяснить, насколько он вообще склонен к такому поведению, узнать, чем занимаются его приятели. Объективные признаки опасных форм поведения, обнаруживаемые при физикальном исследовании, у подростка такие же, как у взрослых. Однако на его жизни такое поведение отражается сильнее: он часто ссорится с родителями, плохо учится, по-другому проводит свободное время, у него нарушены отношения со сверстниками.

Требует проверки вакцинация. Подросткам, которым полный курс иммунизации был проведен до достижения 5 лет, вводят еще одну дозу вакцины против кори или вакцины против кори, эпидемического паротита и краснухи . Если иммунизация не проводилась или о ней ничего не известно, показана вакцинация против столбняка , дифтерии и полиомиелита (по три дозы) и вакцинация против кори , эпидемического паротита , краснухи и гепатита В (по две дозы). Подростков, ведущих половую жизнь, следует вакцинировать против гепатита A .

Объем и характер физикального, лабораторного и инструментального исследования зависит от анамнеза и объективных признаков опасных форм поведения.

Ссылки: