Психическое развитие у подростков

Подростковый возраст обычно считается сложным периодом ( табл. 8.4 ), хотя многие молодые люди переживают половое созревание спокойно. Врач должен определить, нормально ли проходит психическое развитие и социальная адаптация подростка. Переход к взрослой жизни подразумевает самостоятельность, формирование половой идентичности, решение вопросов об учебе и о работе, умение строить близкие отношения. Кроме того, у подростка изменяется мышление, и это сказывается на его личной и социальной жизни.

Умственное и физическое развитие не всегда проходит параллельно.

В раннем подростковом возрасте (10-13 лет) дети часто очень остро и порой болезненно воспринимают изменения своей внешности.

В среднем подростковом возрасте (14-16 лет) ускоряется умственное развитие, формируется мышление. Подросток начинает осознавать абстрактные понятия, оспаривать мнение взрослых. В среднем подростковом возрасте личность выходит из эгоцентрического мира в социоцентрический, обучается сдерживать свои желания.

В позднем подростковом (юношеском) возрасте (17-21 год) укрепляются личные качества и привязанности, человек занимает место в обществе. Убеждения становятся более взрослыми, все большее значение приобретают общественные отношения. В этом возрасте подросток часто идеалистичен и вступает в конфликт с окружающими исходя из моральных принципов, а не из личных интересов.

Семья должна помочь подростку перейти к взрослой жизни, постепенно повышая его самостоятельность и долю ответственности. Для формирования личности и приспособления к жизни подростку нужны как независимость, так и поддержка семьи и общества. Врач со своей стороны должен поощрять подростка к принятию решений, помогать больным подросткам в осознании ответственности за свое здоровье, побуждать родителей к меньшему участию в лечении.

Ссылки: