Микоплазменная контаминация вирусных вакцин
Клеточные культуры могут быть контаминированы вирусами (как РНК-, так и ДНК-содержащими), повсеместно распространенными в природе (см. обзор: Миллер и др., 1988 ). При этом возникает тройственная система взаимодействия: микоплазмы-вирусы- эукариотические клетки - с непредсказуемыми эффектами в отношении ее составляющих.
Микоплазмы - основные контаминанты клеток, используемых в биотехнологии для производства вирусных вакцин ( McGarrity et al., 1992 ; Barile, Rottem, 1993 ). Контаминированные вакцины небезопасны, так как в организме человека микоплазмы способны вызывать респираторные и урогенитальные заболевания, артрит и иммунодефицитные состояния, а также активировать многие вирусы, в том числе онкогенные и ВИЧ ( Lo, 1992 ; Прозоровский и др., 1995 ).
Микоплазменная контаминация вакцин, предназначенных для широкого применения, может быть опасна по причине способности микоплазм изменять антигенные детерминанты макроорганизма и вызывать аутоиммунные реакции. Российским здравоохранением признан необходимым строгий контроль за возможными контаминациями клеточных культур при производстве биологически активных препаратов ( Кира, 1994 ).
Известны примеры негативного влияния микоплазм на выход вирусов (вирусов герпеса - HSV типов I и II, вируса SV40, аденовирусов и вирусов полиомы) и на продукцию интерферонов, индуцируемых вирусами ( Cole et al., 1985b ; McGarrity, Kotani, 1986 ). Так, в первичных культурах кожно-мышечных клеток эмбриона человека и клеток легкого человека наблюдали подавление репродукции вируса гриппа при заражении этих культур Mycoplasma pneumoniae . Ингибирующее действие микоплазм на продукцию вирусных частиц в клеточных культурах может быть связано с общим цитотоксическим эффектом, вызываемым микоплазмами, изменением рН среды, с конкуренцией микоплазмы и клеток за компоненты среды.
Уменьшение или подавление продукции интерферона клетками под влиянием микоплазм, напротив, может приводить к увеличению продукции вирусов. Такой эффект был отмечен для вируса везикулярного стоматита и вируса "Semeliki Forest" на клетках фибробластов эмбриона хомяка, контаминированных Mycoplasma arginini и M. hyorhinis (см. обзор: Прозоровский и др., 1995 ). Активацию репродукции вирусов под влиянием микоплазм Acholeplasma laidlawii и M. arginini наблюдали в перевиваемой культуре клеток почки овцы, продуцирующих вирус бычьего лейкоза. При электронной микроскопии на ультратонких срезах обнаружили, что вирионы гриппа А, В, С и вирионы Сендай адсорбируются непосредственно на мембране M. pneumoniae ( Миллер, Раковская, 1983 ). Установлено, что адгезия вирионов сопровождается погружением гликопротеидов в мембрану микоплазмы, затем в зоне контакта происходят разряжение участка мембраны и, вероятно, слияние микоплазмы и вириона ( Прозоровский и др., 1995 ).
Изучение взаимодействия микоплазм с вирусами находится в стадии накопления фактов. Результаты взаимодействия зависят и от вируса, и от вида микоплазмы, а также от клеток, на которых они развиваются.