Синдром дефицита внимания и гиперактивности: диагностические критерии

Дигностические критерии СДВГ: 

I. Выбор варианта А или В:

А. Невнимательность. Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении как минимум шести месяцев, и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточности адаптации и несоответствии возрастным характеристикам:

1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении задания, в выполняемой работе и других видах деятельности.

3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

5 Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

6 Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, выполнения школьных заданий, домашней работы).

7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (наприемер, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

В. Гиперактивность. наличие шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере шести месяцев и выражены настоль, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам:

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, кретится, вертится.

2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо

4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, "как будто к нему прикрепили мотор".

6. Часто бывает болтливым.

Импульсивность:

1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав до конца.

2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

II. (В.) Некотрые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до 7-ми лет.

III. (С) Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).

IV. (D) Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.

СДВГ у взрослых. Оказывается,  более половины детей, страдающих этим расстройством, продолжают страдать им и в зрелости. В 30-70% случаев симптомы СДВГ переходят и во взрослый возраст. Оказывается многие взрослые, у которых данная проблема не была выявлена в детстве, не осознают, что именно это и есть причина их неспособности сохранять внимание, трудностей в изучении нового материала, в организации пространства вокруг себя и в межличностных отношениях. Американское исследование в 2006 г (в Гарварде) позволило его авторам рассчитать ожидаемую распространенность СДВГ в 4,4% во взрослой популяции. С возрастом распространенность СДВГ у взрослых снижается. Распространенность СДВГ у взрослых существенно зависит от наличия сопутствующих психологических заболеваний.

Ссылки: