Применение принципов повышения готовности к соблюдению рекомендаций
Наиболее широко распространенные причины несоблюдения клиентами рекомендаций врача и предложения по изменению такой ситуации в общем виде показаны на рис. 1(vet5) и рис. 2(vet5) . Во многих ситуациях нереально ожидать соблюдения рекомендаций врача в полном объеме. Часто для нас является приемлемым и неполное соблюдение рекомендаций врача, если только желательный терапевтический результат можно достигнуть в течение соответствующего времени.
Определение факторов, вызывающих неудобства. Исследования показали, что больные люди в значительно большей степени готовы принимать лекарства 1 или 2 раза в день, чем 3 раза в день и чаще. Исследования также показали, что если больному человеку врач прописывает прием лекарства 2 раза в день, то чаще больной пропускает вечернюю дозу, чем утреннюю. Если изменить схему приема лекарственных препаратов в интересах удобства клиента, то его готовность соблюдать рекомендации врача, скорее всего, повысится. Может оказаться полезным также использование лекарственных препаратов медленного действия. Однако пропуск дозы какого-либо медикамента пролонгированного действия может привести к увеличению интервала времени, в течение которого концентрация медикамента в крови, тканях или моче будет ниже оптимальной. Следовательно, клиенту следует разъяснить важность соблюдения рекомендаций по употреблению медикаментов медленного действия. Необходимо также проинформировать его о необходимых изменениях схемы приема медикамента при нарушении предписанного интервала между его приемами.
Когда врач не ценит время клиента, это также может снизить готовность последнего к соблюдению рекомендаций. Если клиент вынужден тратить много времени на попытки дозвониться до врача, на повторное обследование или обслуживание в аптеке лечебницы, это оказывает на него угнетающее воздействие и может снизить готовность к выполнению рекомендаций.
Моральная поддержка при необходимости длительного курса лечения. Некоторые медицинские проблемы часто удается решить за неделю или более короткое время. В то же время, в других случаях требуется продолжительная терапия. К сожалению, при необходимости более длительного лечения готовность к выполнению рекомендаций по применению лекарственных препаратов обнаруживает тенденцию к снижению. В действительности, результаты некоторых исследований показывают, что готовность к соблюдению рекомендаций снижается уже через 4-5 дней после начала курса лечения.
При необходимости продолжения курса терапии в течение длительного времени повысить готовность клиента к соблюдению рекомендаций часто удается в том случае, если через определенные промежутки времени оказывать ему моральную поддержку и способствовать формированию положительной мотивации. Как правило, плановые повторные обследования и консультации повышают готовность к соблюдению рекомендаций. Во время повторного обследования пациента мы спрашиваем клиента о возможных трудностях, связанных с применением необходимых лекарств. При наличии проблемы мы интересуемся мнением клиента относительно возможных корректировок схемы лечения. Если отсутствует необходимость в повторном визите к врачу, мы поручаем одному из наших сотрудников периодически звонить клиенту и интересоваться, улучшается ли состояние здоровья пациента в соответствии с ожиданиями, а также выяснять возможные проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.