Вирус иммунодефицита кошек: заражение

Хотя впервые о вирусе иммунодефицита кошек (ВИК) было сообщено только в 1987 году, существует множество данных, свидетельствующих о том, что кошки являлись переносчиками данного вируса задолго до этого. ВИК широко распространен по всему миру - в некоторых популяциях домашних кошек доля инфицированных им особей доходит до одной трети. Измененные штаммы этого вируса инфицируют как минимум 17 видов диких представителей семейства кошачьих. Большее разнообразие последовательностей вирусной нуклеиновой кислоты и их уменьшенная патогенность у диких представителей семейства кошачьих по сравнению с обычными домашними кошками заставляют предположить, что первые могут жить с этим вирусом длительное время и что вирус, поражающий домашних кошек, берет свое начало от вируса диких кошек. Это весьма сходно с представлением о том, что СПИД возник недавно (менее 100 лет назад) из родственного вируса, существующего у приматов. С течением времени сопротивляемость организма возрастает, а вирулентность снижается, и это приводит к тому, что отношения организм- паразит становятся менее деструктивными - как это и было в случае ВИК.

Эпидемиологические исследования домашних кошек долгое время основывались на том, что большинство случаев ВИК-инфекции возникает в результате горизонтальной передачи среди взрослых кошек. Во всем мире взрослые кошки, живущие "сами по себе", составляют большинство ВИК- инфицированных животных, причем риск заражения особенно велик среди сексуально полноценных особей. Кроме того, в качестве способов передачи вируса существуют еще драки и укусы. Инфекционный вирус, найденный в слюне ВИК-положительной кошки, был успешно передан другому животному через укус, что было зафиксировано в лабораторных условиях. Интересно отметить, что заражение половым путем, так часто встречающееся у людей, по-видимому, достаточно редко у кошек - и это несмотря на то, что сперма инфицированных животных зачастую содержит вирус. В большом обзоре, посвященном бродячим и одичавшим кошкам США, сообщается о 2-4% заражений от общего числа обследованных животных. Так, из 850 одичавших кошек, обследованных в клинике города Рэлея (Северная Каролина) в течение 16 месяцев, 20 оказались ВИК-положительными (2,3%), причем 75% из них были взрослыми кошками. В другом исследовании из 826 кошек, инфицированных естественным путем и обследованных в североамериканских ветеринарных клиниках, 80% были взрослыми, причем 78% - не моложе 2 лет. Согласно одной интересной теории, посвященной способам распространения инфекции в колонии одичавших кошек, существует предположение, что ВИК оказывает весьма незначительное влияние на всю популяцию. Невысокая скорость распространения инфекции, долгий период отсутствия каких-либо симптомов и высокая смертность от других причин сводят к минимуму воздействие ВИК. Кстати, такие колонии обычно не задерживаются на одном месте, вне зависимости от наличия в них ВИК. Низкий уровень влияния ВИК является очередным доказательством того, что ВИК-инфекция домашних кошек возникла много лет назад.

Вертикальный способ заражения, являющийся наиболее распространенным для ВЛК, при естественном заражении ВИК встречается довольно редко. И это при том, что новорожденные котята весьма восприимчивы к инфекции при оральной прививке ВИК или при кормлении их сильно инфицированными матерями. Более того, определенные цепочки ВИК способны проникать через плаценту и инфицировать зародыш, если сама мать была заражена во время беременности. Выяснилось, что матери, хронически инфицированные определенными цепочками ВИК, производили на свет уже зараженных котят, особенно если количество CD+ клеток в материнском организме было менее 200 клеток/мкл и у кошки имелись клинические симптомы иммунодефицита. Однако если в экспериментальных условиях котята относительно легко инфицировались своими матерями, то в природе зараженные кошки весьма редко заражают своих детенышей. Вероятно, это можно отнести за счет биологических характеристик вируса, согласно которым высокая степень вирусной массы достигается лишь через несколько недель после инфицирования. После острой стадии инфекции титр плазмы антител возрастает, циркулирующий вирус зачастую неопределим, а вертикальный способ заражения становится маловероятным.

С точки зрения практики вопрос о способах передачи инфекции встает тогда, когда владелец приносит котят для обычного тестирования или когда одна из живущих в доме кошек оказалась инфицирована ВИК. Хотя котята, которых кормят хронически инфицированные матери, заражаются весьма редко, они охотно усваивают молозивные антитела, работающие против ВИК. Тестирование таких котят дает ложноположительные результаты, поскольку ферменто-связывающий иммуносорбентный анализ ( ELISA ) или тестирование с помощью вестерн блот анализа определяют наличие не антигенов, а антител. Большинство таких котят действительно неинфицированы, а титры антител в молозиве могут уменьшаться в течение нескольких месяцев. Таким образом, в течение первых 6 месяцев жизни котенка диагноз ВИК-инфицирования не должен ставиться на основе тестов на антитела. Поскольку заражение через случайный контакт (например, через общую миску) встречается достаточно редко, держать в доме ВИК-положительное животное достаточно безопасно - если только кошки не дерутся между собой.

Ссылки: