Pgp-МЛУ: роль при злокачественных новообразованиях: введение
При некоторых новообразованиях экспрессию активного Pgp (или гиперэкспрессию кодирующего его гена MDR1 ) нередко обнаруживают в момент постановки диагноза: это чаще всего связано с тем типом клеток, из которых происходят данные новообразования. Таким образом, здесь нередко речь идет о МЛУ, связанной с тканевой принадлежностью опухолевых клеток. Высокие уровни экспрессии гена MDR1 обнаруживают в нелеченных карциномах толстой кишки , карциномах почек , гепатомах , раках надпочечников , феохромоцитомах и др. [ Goldstein L.G., 1997 ]. При некоторых гемобластозах - остром миелолейкозе , хроническом лимфолейкозе , Т-клеточных лимфомах взрослых - также обычно МЛУ определяется тем типом клеток, из которых возникло новообразование [ Goldstein L.G., 1997 ].
Типирование клеток от больных с некоторыми гемобластозами, например, клеток больных в бластном кризе хронического миелолейкоза ( ХМЛ ), показывает, что часть случаев МЛУ новообразований, происходящих не обязательно из клеток, в норме экспрессирующих Pgp, также может быть связана с тем, что клетки определенного типа дифференцировки исходно экспрессируют этот белок [ Stavrovskaya A. et al, 1997 ].
Таким образом, в ряде случаев Pgp можно рассматривать как маркер определенного типа клеточной дифференцировки.
В качестве доводов в пользу роли приобретенной МЛУ в терапии приводят обычно данные, показывающие, что число случаев с гиперэкспрессией Pgp возрастает после проведения курсов лечения, а также ссылаются на корреляцию экспрессии MDR1/Pgp и неэффективности терапии.
Результаты, свидетельствующие в пользу значимости Pgp- МЛУ в исходе лечения, получены с помощью подобных исследований для аденокарцином легкого и аденокарцином яичников , рака молочной железы , сарком (включая остеосаркомы ) [ Goldstein L.G., 1997 ]. При гемобластозах роль Pgp-МЛУ наиболее исследована: при остром миелолейкозе Pgp-положительными считают (по данным разных исследований) от 30 до 50% случаев и Pgp чаще обнаруживают после проведения курсов химиотерапии у больных, не поддающихся лечению [ Marie J.-P. et al, 1996 ].