p53: ингибирование активности: последствия положительные
Более 50% опухолей человека не имеют функционального p53. Супрессия p53 не должна сказываться на эффективности лечения таких опухолей. Более того, в некоторых опухолях нарушение функции p53 связано с увеличением чувствительности к противоопухолевой терапии [ Tada M. et al, 1998 ]. Таким образом, ингибирование p53 в таких случаях может даже повысить лечебный эффект противоопухолевой терапии.
За исключением кроветворных стволовых клеток , чувствительность к p53-зависимому апоптозу характерна для дифференцирующихся и дифференцированных клеток радиочувствительных тканей; выживаемость клоногенных клеток не зависит от p53. Это означает, что супрессия p53 не должна отразиться на количестве генетически измененных клеток среди выживших стволовых клеток и, следовательно, применение этой терапии не приведет к увеличению риска появления вторичных опухолей.
Уже в течение многих лет при химиотерапии используют ростовые колониистимулирующие факторы, как считают, для стимуляции восстановления кроветворения. Однако их терапевтический эффект скорее всего связан с ингибированием p53-зависимого апоптоза [ Bronchud M., 1993 ], происходящим в результате активации сигнальных путей, ответственных за выживание клеток (" survival pathways ").
p53 определяет только быстрый тканевой ответ на генотоксический стресс , вторая волна p53-независимого апоптоза элиминирует различия в повреждении тканей у животных с диким типом и дефектным p53. Однако это справедливо только для высоких доз химио- и радиотерапии. После низких или средних доз радиации вторая волна апоптоза не выражена. Это свидетельствует о том, что супрессия p53 при таких дозах может иметь защитный эффект для организма.
Регенерация ткани происходит из стволовых клеток и занимает длительное время. Супрессия апоптоза в популяции комитированных предшественников и дифференцированных клеток с помощью подавления функции p53 может поддержать нормальную функцию ткани в процессе регенерации.