Биологические предпосылки возникновения искусства

Во время наблюдений за поведением обезьян в Сухумском приматологическом центре произошел такой случай: в вольеру к павианам гамадрилам попал кусок кирпича, одна из самок взяла его и стала водить по цементному полу, следя глазами за линиями и разводами, за ее действиями наблюдали другие особи - члены группы - и подражали ей. Такое поведение можно определить как проявление исследовательского поведения, предметная игра или "игры экспериментирования".

У японских макаков известны случаи лепки из снега круглых шаров, причем этой "скульптурой" занималась вся группа.

Пение гиббонов и сиамангов , их "хоры" с гармоническими звуками, помимо территориальных сигналов, явно доставляют удовольствие поющим. Описаны "танцы" дождя у шимпанзе , когда во время дождя вся группа приходит в возбуждение, размахивает руками, хлопает в ладоши и пританцовывает.

А может быть, "рисование", "скульптура", "пение" и "танцы" у обезьян не только исследовательская, двигательная, игровая форма поведения, но и зарождающиеся эстетические чувства? Многие исследователи описывали способность обезьян размазывать краску, уголь, оставлять следы от острых предметов. Обезьяны с большим удовольствием занимаются "рисованием". Об этом свидетельствует их мимика. Это называется "самовознаграждающаяся" активность. Д.Моррис описывает рисование у шимпанзе , горилл , орангутанов и капуцинов в неволе. Обезьянам давали столик с листом бумаги, краски, кисти. Обезьяны усердно занимались рисованием без всякого подкрепления. В течение часа они производили по несколько картин, причем не имитировали чужие рисунки и огрызались, если пытались прервать их занятие. Шимпанзе Конго, казалось, точно знал, что его картина завершена и визжал, если его заставляли продолжать "рисование". Моррис отмечает интерес к деталям, чувство ритма, симметрии, индивидуальное предпочтение цвета у шимпанзе. Одни обезьяны - "художники" предпочитали красную краску, другие - синюю. Существует и чувство композиции - рисунок располагается в центре, заполняются углы или центральная часть рисунка может быть окружена "орнаментом". В некоторых случаях рисунок может располагаться веером.

Некоторые исследователи усматривают в рисунках обезьян зачатки искусства, проблески эстетического чувства. Так, С.Кэрригер отмечает, что рисунки капуцина Кобры сделаны в абстрактной манере, в них столько изящества, что они могли бы прославить художника-человека. Известен скандал на выставке художников-модернистов, когда узнали, что автором одной из "картин" оказался шимпанзе. В.П.Эфроимсон показывал рисунки обезьян читателям Ленинской библиотеки, не упоминая о том, кто их "авторы", почти всем рисунки нравились. Эфроимсон считает, что "вспышка искусства" в верхнем палеолите была подготовлена способностями к рисованию у предшествующих форм, начиная с обезьян, и к эстетическим потенциалам добавилась лишь способность к символизации. Шимпанзе Уошо начала рисовать спонтанно еще в детстве. За этой деятельностью Уошо и других шимпанзе ведутся наблюдения. Однако обучение языку амслен показало, что шимпанзе способны к формированию понятий, к абстрагированию на довербальном уровне. Закончив рисунок, Уошо пояснила на языке жестов, что это яблоко. У шимпанзе Моджи рисунок яблока очень похож на рисунок Уошо. Значит, у них существует представление о "яблоке".

B.C.Мухина занималась изучением рисования у детей и "черканья" обезьян - шимпанзе , капуцинов , макаков резусов , гелад , павианов гамадрилов , зеленых мартышек . Однако способности к "рисованию" у низших обезьян значительно ниже, чем у человекообразных. Мухина отмечает внешнее сходство каракулей обезьян и детей 2-4-летнего возраста. Причем в графике шимпанзе даже опережают детей, так как у них лучше сформирована моторика движений. Но ребенок не только устанавливает связь между линиями рисунка и реальными предметами (возможно к этому способны и некоторые человекообразные обезьяны ), но и сопровождает рисунок словами. Кроме того, ребенок обращает свой рисунок другим людям, общается с ними посредством рисунка. По словам Выготского, именно слово вносит в рисунок символическое значение.

Ссылки: