Мустьерская культура
Мустье отличается от ашеля большей выдержанностью и устойчивостью форм орудий. Кроме рубил появляются другие двусторонние орудия - листовидные наконечники, ножи и др. Среди скребел появляются новые многолезвийные формы - двойные, тройные; долотовидные орудия ( рис. 35 ). Заготовки для орудий становятся более тонкими и вытянутыми. В мустьерской эпохе насчитывается несколько десятков орудий - остроконечники, скребла, рубильца. Возникают и составные орудия, например деревянные копья с кремневыми наконечниками. Из костей животных изготовляли ретушеры , шилья, острия. Орудия применялись для резания, строгания, сверления, обработки дерева и шкур.
Помимо изготовления орудий из отщепов по технике леваллуа , при которой от ядрища отбивалось 2-3 отщепа, появилась усовершенствованная техника - дисковидный нуклеус оббивали по краям отбойником, откалывая отщепы до тех пор, пока от него ничего не оставалось ( рис. 36 , рис. 37 ) ( Г.И.Лазуков, М.Л.Гвоздовер и др ).
Интересно, что в локальных популяциях палеоантропов существовал свой комплект орудий. Французский ученый Ф.Борд доказал существование разнообразных вариантов культуры мустье. Предполагают, что существование разных вариантов в популяциях было связано с природными ресурсами - наличием или недостатком сырья - камня, дерева, рога, с уровнем развития техники обработки орудий в популяции. Могли, вероятно, существовать социальные культурные традиции, связанные с предпочтениями в использовании материалов и технике обработки орудий. Техника изготовления орудий - последовательные действия - усваивалась путем имитационного подражания и передавалась другим членам группы и следующим поколениям.
Истоки культурных традиций у гоминид можно найти в поведении обезьян. Так, у современных шимпанзе описаны локальные варианты орудийной деятельности в популяциях. В табл. 5 показаны различия в использовании предметов в трех популяциях шимпанзе при сходных экологических условиях.
Можно предположить, что у ранних гоминид также существовали некоторые вариации в использовании орудий. Однако ассортимент их был невелик. У палеоантропов описано значительно большее разнообразие вариантов культур мустьерской эпохи. Стоянки палеоантропов, согласно археологическим исследованиям, были в открытых местностях или в пещерах, гротах. Они подразделялись на долговременное жилье с сохранением огня (очагами), на кратковременные охотничьи стоянки и на мастерские по изготовлению орудий. Последние чаще отмечали в местах месторождения кремневых пород.
Имеются свидетельства, что неандертальцы сооружали укрытия из жердей и укрывали их шкурами. В стоянке Молодова, в долине Днестра найдены остатки жилища площадью 40 кв.км с 15 очагами. Жилища площадью 80 кв.км найдены и во Франции: искусственные жилища сменяли естественные укрытия, так как в периоды похолодания последние становились малопригодными для жилья. В культурных слоях находили многочисленные остатки костей животных. Время от времени группе приходилось сниматься с насиженных мест и совершать небольшие миграции. Перенос стоянок был связан с уменьшением численности животных - объектов охоты - и с сезонными колебаниями температуры. Кроме того, стоянки засорялись мусором - остатками костей животных, орудиями, продуктами жизнедеятельности неандертальцев.
Участки обитания палеоантропов, особенно северных популяций, были достаточно обширными. Это было связано с охотой на крупных животных. В период мустьерской эпохи охота являлась главным источником питания.