Органы речи и их особенности у человека и других приматов
Органы речи делится на периферические (гортань, связки и др.) и центральные (отделы головного мозга).
Назовем наиболее существенные моменты в развитии периферического аппарата речи, которые отличают человека от обезьян и других гоминид .
- Низкое положение гортани. Большое расстояние между входом в гортань и носоглотку увеличивает ток воздуха через ротовую полость и создает условия для образования ротовых резонаторов.
- Голосовые связки у человека короче, чем у шимпанзе , но более плотные. Колебательные движения связок охватывают их толщу более равномерно. Голос приобретает мелодические качества.
- Голосовые связки образуют заслонки в полости гортани и замедляют движение воздуха при вдохе и выдохе, обеспечивают более полное смыкание голосовой щели при произнесении звуков и большую дифференцированность звуков. Для смыкания и размыкания голосовых связок у человека требуется участие нервных регуляторов, т.е. необходимо установление связи между движениями голосовых связок и умственными представлениями.
- Внутренняя порция мышц щитовидно-черпаловидного хряща образует голосовой мускул, изменяющий напряжение связок, что позволяет производить разные по высоте тона звуки.
- Разнообразие речевых звуков возникает благодаря движениям языка и губ, разбивающих ротовую полость на резонаторные участки.
- Для фонетики наибольшее значение приобретают мышцы языка. Длина языка увеличивается и корневая часть его образует изгиб и лежит не в ротовой полости, а в глотке.
- Мягкое небо у человека укорочено и несет выступ (язычок). Движения мягкого неба выключают носовой путь воздушной струи и дают возможность получать чистые ротовые звуки.
А.Леруа-Гуран и В.В.Бунак связывают специфическое строение гортани с прямохождением. Изменяется посадка головы, нижняя челюсть становится менее массивной, уменьшение жевательной мускулатуры и массивность челюсти делают возможными быстрое движение челюсти при произнесении звуков. Образование подбородочной кости также способствует ускорению движения нижней челюсти. Меняется и характер дыхания, что также важно для развития речи. Но главное в развитии речи - это появление специфически человеческих зон речи.
Не только прямохождение, но и весь образ жизни гоминид - использование рук в манипулировании, всеядность, охота, координированные действия, развитие социальности приводили к развитию мозга и появлению речи.
Центральный аппарат речи. В нижней лобной доле находится участок коры , управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей. Он получил название зоны Брока и является зоной речедвигательных органов - моторики речи. В верхнезаднем участке височной доли находится зона Вернике , отвечающая за понимание речи. Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь ( рис. 49 ). У большинства людей речь контролируется левым полушарием.
К настоящему времени сформулировано представление о "специфически человеческом системокомплексе", включающем нижнетеменную , заднюю верхневисочную и нижнюю лобную области коры . Комплекс связан с высшими функциями - речью, абстрактным мышлением, трудовыми операциями - и в целом является морфологическим субстратом второй сигнальной системы.
Комплекс включает поля 44 , 45 лобной области ( зона Брока ). Поле 45 принимает участие в дифференцировке речи путем последовательного торможения, создает ритмику речи. Поле 39 связано с устной речью, речезрительный центр. Поле 37 связано со способностью сохранять в памяти слова, повторение слов и фраз в грамматическом порядке. Это поле контролирует трудовые процессы речью. Поля 37 , 21 и 22 ответственны за понимание речи, в поле 22 - зона Вернике - программируется речь. Основная структура фразы возникает в зоне Вернике, затем по дугообразному пучку передается в зону Брока, где включается программа вокализации. Она передается в двигательные центры мышц рта, языка, губ. Когда слово улавливается слуховым аппаратом, возбуждается первичная слуховая кора. Для понимания этого слова необходимо, чтобы возбуждение пришло в зону Вернике. Угловая извилина - поле 39 - объединяет устную и письменную речь ( Ожигова, 1989 ).