Эволюция Homo sapiens sapiens продолжается?

К концу четвертичного периода человек современного типа достиг относительно высокого уровня развития материальной и духовной культуры, развитие мозга по сравнению с нашим было завершено. Никаких значительных морфологических изменений не произошло. Значит ли это, что эволюция человека закончилась, а естественный отбор перестал действовать? Действительно ли человек достиг вершины эволюции или он зашел в ее тупик? П.Тейяр де Шарден отвечает на эти вопросы так: эволюция продолжается, но она вышла из анатомических рамок и распространилась на индивидуальные и коллективные зоны психики. На ранних этапах антропогенеза преобладали морфологические изменения, обусловленные возникновением бипедии , повлекшей за собой перестройку локомоторного аппарата. Далее у древнейших и древних гоминид интенсивно развивается мозг. На более поздних этапах эволюции человека при относительно незаметных морфологических переменах идет ускорение развития поведения и психики. От начала прямохождения до начала изготовления орудий прошло 2-2,5 млн лет, от начала изготовления орудий до происхождения членораздельной речи прошло также около 2 млн лет. Далее ускоряется совершенствование орудий, технологии, культуры, речи, обогащается духовный мир, развивается искусство и письменность. И эти события исчисляются уже не миллионами, а тысячами лет.

В 70-е гг. ХХ века модно было обсуждение проблемы соотношения социального и биологического в человеке. Решение состояло в следующем - социальное как более высокая форма развития материи подчиняла себе биологическое начало. Биологическое и социальное трудно измерить в человеке, так как социальность сама является биологическим феноменом и возникла задолго до эволюции человека. Так, уже у макаков есть матрилинейность , экзогамия , кланы - все, что мы находим в сообществе первобытного человека. Эволюция социальности свидетельствует не об отрыве от биологического, а о совершенствовании человеческого начала. "Социальный феномен - кульминация, а не ослабление биологического феномена".

Но вот вопрос - уникален ли человек? На вопрос о грани между человеком и животными ставится встречный вопрос о стирании этой пресловутой грани. Только человек способен к прямохождению, изготовлению орудий и речи. Что касается орудийного поведения, полевые исследования обнаружили у шимпанзе способности к многократному использованию каменных орудий, перенос их на расстояние, дифференцированный отбор и "серийное производство" орудий для ловли термитов. Опыты показали способность человекообразных обезьян к довербальному мышлению. Человекообразные обезьяны узнают себя в зеркалах, обучаются языковым системам человека. Охота и дележ добычи также описаны у шимпанзе , причем существуют разнообразные стратегии охоты, кооперация и прочее - все, что ранее считалось прерогативой человека.

Шимпанзе Вики по просьбе экспериментатора должна была разложить на две стопки фотографии людей и животных. Свою фотографию она, не колеблясь, положила в стопку к людям. Что же нам осталось - пересмотреть либо понятие "язык", либо понятие "человек", как считают Гэллуп с коллегами?

У человека действительно есть то, чего нет у других животных, - прямохождение как способ локомоции и речь как способ общения и мышления. Но не есть ли двуногое хождение специализация? Ведь всякая специализация - это тупик эволюции. Яркий пример такого эволюционного тупика - классические неандертальцы , специализированные в морфологическом строении в связи с особенностями их экологии. По мнению Тейяра де Шардена, человек - генерализованная форма - и феномен человека в том и состоит, что при достаточно универсальном строении он значительно прогрессирует в развитии психики. Человек, по мнению некоторых авторов, еще один член в ряду животных, " еще один неповторимый вид". Но человек прошел гоминизацию - великий шаг от инстинкта к мысли. Все сложные формы поведения человека не инстинктивны, не запрограммированы генетически, а передаются потомству экстрагенетическим путем - социальным обучением.

Но почему же человек мыслящий "поднимался так высоко и опускался так низко, как никто"? Высоты духовности, творчества и непомерная злокачественная агрессия. "Но мы должны на деле осознать самих себя (как завещал великий Линней), чтобы иметь возможность выбрать добро... Если человек равнодушен к жизни, то нет надежды, что он выберет добро. Если бы это случилось со всей человеческой расой, то могло бы привести к угасанию жизни человечества в ее самый многообещающий момент".

Ссылки: