Инфекции и апоптоз клеток хозяина

Каким же образом апоптоз или его ингибирование влияют на развитие инфекции? Во-первых, хламидии блокируют уже индуцированный в клетке апоптоз, т. е. ингибирование ими апоптоза имеет смысл только тогда, когда он действительно уже запущен. Так происходит в случае эпителиальных клеток, которые достаточно быстро погибают в результате спонтанного апоптоза, и бактерии не успевают размножаться, а значит, им необходимо подавлять апоптоз, чтобы инфекция получила свое развитие. Во- вторых, апоптоз в случае внутриклеточного паразитизма являтся основным механизмом элиминации возбудителя. Поэтому "выгода" от ингибирования апоптоза для хламидий очевидна - предотвращение апоптоза способствует сохранению возбудителя, а следовательно, создаются условия развития хронических форм инфекции. Можно сравнить три вида хламидий по их влиянию на апоптоз и характеру вызываемых ими инфекций.

Для С. psittaci в большей степени характерна проапоптозная активность . Этот возбудитель имеет более короткий цикл развития - до 24 ч, т. е. индукция им апоптоза может способствовать более активному выходу инфекционных элементарных телец, и следовательно, быстрому распространению инфекции. И действительно, пситакозы , вызываемые С. psittaci, характеризуются острым течением инфекции, при этом хронические состояния развиваются редко [ Ojcius et al., 1998 ].

У С. pneumoniae по сравнению с другими хламидиями выявлен наиболее четкий антиапоптозный эффект , и именно для этого возбудителя характерно развитие хронических инфекций , поражающих не только респираторный тракт. Получены наиболее достоверные доказательства причастности С. pneumoniae к развитию сердечно-сосудистых заболеваний и атеросклероза . Механизмы, лежащие в основе развития хронических инфекций при персистенции С. pneumoniae в тканях сердечно-сосудистой системы, остаются практически не изученными. Так, не ясно, размножаются ли хламидии в клетках артерий или персистируют там в неактивном состоянии? Сохраняются ли они внутри резидентных клеток в течение длительного времени, или происходит процесс выхода ЭТ и инфицирования новых клеток? Совершенно очевидно, однако, что С. pneumoniae может длительно сохраняться в организме человека и подавление апоптоза является одним из механизмов персистенции данного патогена. Моноциты периферической крови , в которых персистирует С. pneumoniae, по-видимому, являются звеном, связующим респираторную и сердечно-сосудистую инфекции. Известно, что моноциты участвуют на всех стадиях развития атеросклероза и играют ключевую роль в формировании атеросклеротических бляшек . Инфицированные С. pneumoniae моноциты могут способствовать диссеминации возбудителя и колонизации им тканей артериальных сосудов. Инфицированные моноциты приобретают устойчивость к апоптозу в результате активации NF-Kb . под контролем которого находится также экспрессия некоторых про-воспалительных цитокинов [ Dechend et al. 1999 ]. Таким образом, инфицированные С. pneumoniae моноциты, а также эндотелиальные клетки и клетки гладкомышечной ткани сердца инициируют и поддерживают воспалительный процесс на стенках артериальных сосудов, способствуя развитию атеросклеротических бляшек. Актуальность изучения антиапоптозной активности хламидии определяется тем, что подавление апоптоза клеток хозяина при хламидийной инфекции - один из факторов развития хронических инфекций. Выяснение тех механизмов регуляции апоптоза. которые хламидии реализуют в условиях хронической инфекции in vivo, даст возможность наметить принципиально новые подходы к лечению хронических инфекций, а именно, регулировать антиапоптозную активность хламидии. тем самым помогая клетке хозяина реализовать естественный механизм защиты организма от инфекционного агента путем апоптоза.

Ссылки: