Речь: исследование речи в связи с заболеваниями

При оценке речи надо обратить внимание на характер спонтанной речи, правильность называния предметов, способность повторять, понимать обращенную речь, чтение и письмо.

Для большинства афазий характерно нарушение называния. Больной не может назвать самые обычные предметы (карандаш, часы) и их части (ластик, грифель, ремешок). Некоторые больные дают иносказательные описания ("это то, чем пишут") или употребляют неверное слово ( парафазия ). Замена одного слова другим, близким по смыслу, но все же неверным ("ручка" вместо "карандаш") называется семантической парафазией. Правильное, но искаженное называние ("тожницы" вместо "ножницы") называется литеральной парафазией.

При легком нарушении больной правильно называет предметы, но затрудняется назвать геометрические фигуры, части тела или части предметов (воротник пальто, колпачок ручки). Чаще встречается односторонний дефект называния: больной не может назвать указанный предмет, но правильно указывает предмет, когда его называют. Если больной не может ни назвать, ни указать предмет - это двусторонний дефект называния, который свидетельствует о нарушении понимания речи.

Спонтанная речь считается беглой, если фразы имеют достаточную длину и сохранены интонации, затрудненной - если речь запинающаяся, нарушена артикуляция, фразы в среднем короче 4 слов.

Надо обратить внимание, есть ли в речи парафазии, иносказания и многословие, не преобладают ли служебные слова (предлоги, союзы), правильно ли используются суффиксы, префиксы, падежные формы, времена и наклонение глаголов, не искажен ли порядок и сочетания слов в предложении. Для оценки понимания устной речи больному предлагают отвечать "да" или "нет" на вопросы ("может ли собака летать?", "бывает ли летом снег?") или указать предметы ("где в этой комнате источник света?"). Вопросы с придаточными предложениями или конструкциями пассивного залога ("если тигр съеден львом, кто остался жив?") позволяют проверить понимание сложных синтаксических оборотов.

Не рекомендуется оценивать понимание речи при помощи команд "закрыть глаза", "встать", "сесть", "повернуться" - они адресованы к мышцам головы и туловища, а значит, к тем системам мозга, которые не имеют отношения к речи и могут быть сохранны даже при глубоком нарушении понимания.

Для оценки повторения больному предлагают повторить отдельные слова, короткие предложения или ряд служебных слов, например: "если бы, да кабы". Не рекомендуется использовать труднопроизносимые слова ("гиппопотам" или "электрификация") - они больше подходят для выявления дизартрии . Больные с афазией часто справляются с такими словами, но испытывают характерные затруднения при повторении ряда служебных слов. Важно, чтобы количество слов было не больше, чем больной может запомнить, - иначе неспособность повторить будет отражать дефект не речевой функции, а дефект внимания .

При оценке чтения учитывают как способность читать вслух, так и понимание прочитанного. При оценке письма обращают внимание на искажения буквенного состава слов, порядка и сочетания слов в предложениях.

Алексия - это нарушение навыка чтения и понимания прочитанного - как отдельных слов, так и простых предложений.

Аграфия - это распад звукобуквенного и грамматического строя письменной речи.

Каждый отдел речевой системы участвует в выполнении нескольких функций, но в то же время имеет собственную функциональную специализацию.

Сенсорный центр речи обеспечивает лексико-семантический уровень речевой функции, а моторный центр речи - синтаксический уровень речевой функции. Такая организация позволяет выделить основные типы афазий - с учетом локализации поражения и характера дефекта ( табл. 25.2 ).

Классификация афазий помогает уточнить природу нарушения и вероятность восстановления речи. Однако "чистые" типы афазий почти не встречаются.

Соотношение между конкретным речевым расстройством и локализацией поражения мозга неоднозначно и должно рассматриваться в контексте всей речевой системы.

Афазии могут быть обусловлены как поражением сенсорного центра речи или моторного центра речи , так и путей, связывающих центры речи с другими структурами речевой системы .

Ссылки: