Сцепленное распознавание B- и T-клетками
В условиях конкретной вирусной или бактериальной инфекции В-клетки и Т-клетки должны распознать тот же самый комплексный антиген , но не обязательно те же самые эпитопы этого антигена. Понимание того факта, что В- и Т-клетки могут реагировать с разными эпитопами и при этом помощь со стороны хелперных T-клеток проявляется в полной мере, пришло из опытов по индукции гуморального иммуного ответа у животных, иммунизированных комплексом гаптен:носитель ( рис. 9.18. Кооперация между клетками, специфичными к носителю (Т-клетками) и гаптену (В-клетками) ).
Мышей иммунизировали конъюгатом NIP-ОА (NIP - гаптен 4-гидрокси-3- йод-5-нитрофенилуксусная кислота; ОА - овальбумин кур, использованный в качестве носителя для гаптена ).
При переносе клеток селезенки примированных мышей в организм сингенного облученного хозяина развивается анти-NIP-ответ только после введения того же антигена NIP-ОА.
Продукция антител к гаптену отсутствовала, если в качестве антигена использовали NIP, конъюгированный с другим носителем, например с бычьим сывороточным альбумином (BSA) или сывороточным альбумином человека (HSA). Отсутствовал ответ и в тех случаях, когда перед введением реципиенту клетки селезенки освобождали от Т-клеток, используя анти- Thy-1 cыворотку.
Эта первая часть опытов демонстрировала, во-первых, необходимость примированных Т-клеток для развития гуморального иммунного ответа, и, во- вторых, распознавание разных эпитопов NIP-ОА конъюгата. Если бы Т-клетки распознавали тот же гаптен, то его введение на ином носителе не отразилось бы на силе гуморального ответа.
В последующих вариантах этих опытов проводили адаптивный перенос примированных клеток селезенки от мышей иммунизированных как NIP-ОА, так и только посторонним носителем - BSA. В этом последнем случае иммунный ответ развивался и к NIP-ОА, и к NIP-BSA.
Удаление Т-клеток из селезнки мышей, иммунизированных BSA, отменяло и продукцию антител к гаптену. Ясно, что иммуногенность к конъюгату связана с возможностью Т-клеток взаимодействовать с носителем. При этом антигенные свойства носителя не имеют значения для специфичности гуморального иммунного ответа.
При реальной бактериальной или вирусной инфекции, как и в эксперименте, Т-клетки и В-клетки распознают разные эпитопы одного и того же комплексного в антигенном отношении патогена. Это явление распознавания В- и Т-клетками разных эпитопов одного и того же антигена получило название сцепленного распознавания.
На примере вирусной инфекции цепь событий выглядит следующим образом. Поверхностные белки вирусных частиц, взаимодействуя с предетерминированными антигенраспознающими рецепторами В-клеток (поверхностными иммуноглобулинами, sIg) , оказываются поглощенными этими В-клетками. В результате внутриклеточной переработки на клеточной поверхности оказываются пептиды вирусных белков в комплексе с молекулами II класса МНС . Комплекс образуется с пептидами не только внешних вирусных белков, но и внутренних, недоступных для поверхностных иммуноглобулинов В-клеток. Таким образом, В-клетка оказывается подготовленной к встрече со зрелыми хелперными Т-клетками . Т-хелперы проходят свой путь примирования , взаимодействуя с тем или иным типом антигенпрезентирующих клеток . Среди Т-клеток будут те, которые способны реагировать с иммуногенными комплексами, включающими пептиды как внешних, так и внутренних белков.
Таким образом помощь В-клеткам усиливается способностью Т-клеток распознавать множество пептидных вирусных фрагментов, но при этом специфичность секретируемых В-клеткой антител будет только к поверхностному белку вируса, так как первоначальная встреча В-лимфоцитов была именно с поверхностными эпитопами. Образовавшиеся вирус- специфические антитела обладают как нейтрализующей, так и опсонизирующей активностью, т.е. с одной стороны, препятствуют взаимодействию вируса с клеткой-мишенью, а с другой - усиливают контакт с фагоцитирующими клетками через Fc -фрагмент антител.