Гастроэнтерит вирусный: введение
В развивающихся странах острые кишечные инфекции лидируют в заболеваемости всего населения и смертности детей грудного и раннего возраста. Важное место они занимают в структуре заболеваемости детей и взрослых и в развитых странах.
Основными возбудителями гастроэнтерита помимо разных бактерий (см. гл. " Острые кишечные инфекции и микробные пищевые отравления ") являются две группы вирусов - ротавирусы и кишечные калицивирусы (например, вирус Норуолк ). Первые вызывают заболевание преимущественно у детей раннего возраста, вторые поражают как детей, так и взрослых.
Прочие вирусные кишечные инфекции. В развитых странах десятую часть кишечных инфекций у грудных и более старших детей вызывают кишечные аденовирусы . Эти вирусы отличаются от других штаммов аденовирусов по нескольким характеристикам, в том числе серотипу в реакции нейтрализации, рестрикционным фрагментам ДНК и способностью к росту в культуре клеток. Роль кишечных аденовирусов в этиологии поносов у взрослых и у жителей развивающихся стран не установлена.
Предварительные эпидемиологические исследования показали, что легкие и умеренные поносы у детей раннего возраста как в развивающихся, так и в развитых странах сравнительно часто (примерно вдвое реже заболеваний, вызываемых ротавирусами группы A) вызывают астровирусы . Их икосаэдрический капсид диаметром 27-32 нм содержит плюс-цепь одноцепочечной РНК, состоящую примерно из 7000 нуклеотидов. Известно по крайней мере 7 серотипов астровирусов. Появившиеся в последнее время чувствительные и специфичные методы лабораторной диагностики используются для исследования эпидемиологической роли этих вирусов. Предварительные исследования показывают, что астровирусы - частый возбудитель поносове у лиц с иммунодефицитом , например у реципиентов костного мозга и больных СПИДом .
Коронавирусы - частые возбудители поносов у разных видов животных. Несколько исследователей обнаружили с помощью электронной микроскопии в кале страдающих поносом больных частицы, напоминающие коронавирусы. Однако в большинстве случаев они не имели типичных морфологических черт коронавирусов и, возможно, представляли собой обломки разрушенных бактерий или фрагменты клеток.