Пневмококковая инфекция: патогенез
Streptococcus pneumoniae прикрепляется к эпителию слизистой носоглотки благодаря взаимодействию своих адгезинов с рецепторами эпителиальных клеток, содержащими дисахарид N-ацетилглюкозамин-(бета1-3)-галактозу . Если оттуда он проникает в смежные анатомические структуры (например, в евстахиеву трубу или придаточные пазухи носа), слизистая которых отечна вследствие аллергии, вирусной инфекции или других причин, развивается инфекция.
Попадание возбудителя в бронхиолы и альвеолы (путем вдыхания или аспирации) в условиях нарушенного восходящего тока слизи и других защитных механизмов приводит к развитию пневмонии . Такие нарушения нередки; в частности, они имеют место на фоне вирусных инфекций или обусловлены действием табачного дыма и других вредных веществ.
На фоне вирусной инфекции прикрепление пневмококков к альвеолоцитам, по-видимому, происходит следующим образом: на поверхности активированных цитокинами альвеолоцитов экспрессируются рецепторы к фактору активации тромбоцитов. С этими рецепторами и связывается фосфорилхолин С-полисахарида пневмококков.
Полагают, что пневмококки способны проникать через слизистую в глубжележащие ткани, но клиническое значение этого факта не установлено. Пневмококки, проникнув в те анатомические области, где их в норме не бывает, запускают классический и альтернативный пути активации комплемента и стимулируют образование цитокинов , привлекающих нейтрофилы . Однако от фагоцитоза пневмококков защищает полисахаридная капсула. В отсутствие антител к капсульным антигенам альвеолярные макрофаги почти не способны захватывать и уничтожать пневмококков.
Развитию пневмонии способствуют попадание в легкие большого количества возбудителей и недостаточность фагоцитов. Менингит , инфекции костей и суставов , перитонит обычно (но не всегда) развиваются вследствие гематогенного заноса инфекции из легочного очага.
Патогенность пневмококков обусловлена не только их устойчивостью к фагоцитозу, но и тем, что они вызывают воспалительную реакцию . Некоторые компоненты пневмококков непосредственно оказывают повреждающее действие на ткани млекопитающих. Инкапсулированные пневмококки не захватываются и не уничтожаются фагоцитами ни in vivo в неиммунном организме, ни in vitro в отсутствие комплемента и антител к капсульным антигенам. Неинкапсулированные пневмококки почти никогда не бывают возбудителями заболеваний у человека (за исключением конъюнктивита ). Пневмококки, лишившиеся капсулы в результате мутации, в экспериментах на животных всегда авирулентны.
Многие симптомы пневмококковой инфекции, например, боль при отите , гипоксемия при пневмонии или неврологические нарушения при менингите , обусловлены воспалительной реакцией .
Компоненты клеточной стенки - по-видимому, и тейхоевая кислота , и пептидогликан - запускают альтернативный путь активации комплемента ; взаимодействие клеточной стенки с антителами приводит к активации комплемента по классическому пути . В результате образуется фрагмент С5а , привлекающий нейтрофилы . Пептидогликан стимулирует образование цитокинов , которые в свою очередь вызывают в эндотелиальных клетках экспрессию селектинов и рецепторов к интегринам нейтрофилов .
Пневмолизин (активируемый тиолами токсин пневмококков) оказывает множество эффектов на мерцательный эпителий и нейтрофилы и запускает классический путь активации комплемента, связываясь с компонентом комплемента C1q . Введение пневмолизина в легкие экспериментальных животных приводило к развитию гистологической картины пневмонии. Иммунизация мышей пневмолизином защищала их от заболевания, а полученные методами генной инженерии мутанты Streptococcus pneumoniae , не продуцирующие этот токсин, оказались слабовирулентными.
Определенную роль в патогенезе пневмококковой инфекции могут играть компоненты бактериальной клетки, выделяющиеся при ее аутолизе.
Повреждение нервной ткани при менингите усугубляется высвобождением возбуждающих аминокислотных медиаторов.