Меланокортины: ноотропные эффекты (стимуляция памяти, обучения)
Первые сведения о действии АКТГ на память появились в середине 50-х годов. Было показано, что удаление передней доли гипофиза , где вырабатывается АКТГ, приводит к нарушению выработки условных рефлексов у экспериментальных животных [ Mirsky et al, 1953 ; Murphy, Miller, 1955 ]. Введение АКТГ нормализовало процесс обучения гипофизэктомированных животных [ De Wied, 1964 ]. Затем было обнаружено, что АКТГ ускоряет обучение и у интактных животных [ Bohus, Endroczi, 1965 ]. На основании многочисленных исследований было сделано заключение, что АКТГ обладает ноотропной активностью. Нейротропные эффекты кортикотропина не зависят от гормонального действия, а являются результатом его прямого влияния на центральную нервную систему, так как было показано, что аналогичным действием на обучение обладают a - и бета-МСГ , хотя они содержат лишь часть аминокислотной последовательности АКТГ и проявляют низкую кортикотопную активность [ Bohus, De Wied, 1966 ; De Wied, 1969 ].
В настоящее время в литературе представлено большое количество данных по влиянию АКТГ и МСГ на выработку условных рефлексов. При этом в случае использования моделей обучения с отрицательным (болевым) подкреплением результаты неоднозначны. В одних работах показано, что у интактных животных эти гормоны улучшают выработку рефлексов с болевым подкреплением [ Beaty et al, 1970 ; Van Wimersma Greidanus, 1980 ], в других - не обнаружено влияние АКТГ на способность животных избегать болевой раздражитель [ Kelsey, 1975 ]. По-видимому, неоднозначность эффектов АКТГ при обучении животных в тестах с отрицательным подкреплением может быть связана с различным уровнем эндогенного АКТГ, в значительной степени зависящего от условий эксперимента. Исследования влияние АКТГ и МСГ на выработку рефлексов с положительным (пищевым, питьевым) подкреплением однозначно демонстрируют улучшающий эффект [ Stratton, Kastin, 1975 ; Garrud et al, 1974 ; Kastin et al, 1975 ].
В литературе также встречается множество данных о положительном действии АКТГ и МСГ на сохранение и угашение предварительно выработанных рефлексов. Торможение угашения под действием этих гормонов наблюдалось в самых различных модификациях опытов: в тестах активного [ De Wied, 1966 ; Nyakas, Endroczi, 1980 ] и пассивного избегания удара током [ Dempsey et al, 1975 ; Wiegant, Gispen, 1977 ], с пищевым [ Gray, 1977 ] и половым [ Bohus, 1974 ] подкреплением, в тестах, основанных на вкусовом отвращении [ Levine et al, 1977 ; Smotherman, Levine, 1978 ].
Дальнейшие исследования показали, что способностью ускорять обучение животных и улучшать сохранение выработанных навыков обладают также и фрагменты АКТГ и МСГ, заведомо лишенные гормональной активности.