Межполушарный переход информации
Два полушария мозга способны работать относительно независимо, как это показывают исследования речевой функции. Однако для координирования деятельности двух половин организма необходима передача информации между ними. Иначе говоря, одно полушарие должно знать, что делает другое. Значительная доля информации передается через мозолистое тело , хотя некоторая часть - через другие комиссуры (спайки) , например, переднюю комиссуру и комиссуры среднего мозга .
Результаты эксперимента, демонстрирующего роль мозолистого тела в передаче информации между полушариями, показаны на рис. 42.8 . Животное, у которого зрительная хиазма и мозолистое тело интактны, а левый глаз закрыт, осваивает задачу зрительной дискриминации ( рис. 42.8 ,а). Информация поступает в оба полушария через двусторонние связи зрительной хиазмы или мозолистое тело либо по обоим этим путям. При тестировании в ситуации с открытым левым и закрытым правым глазом животное продолжает выполнять задачу, поскольку научение произошло в обоих полушариях. Если до научения была перерезана зрительная хиазма, результат такой же ( рис. 42.8 ,б). Отсюда следует, что информация от одного полушария в другое была передана через мозолистое тело. Результат подтверждается в опыте с предварительной (до научения) перерезкой как зрительной хиазмы, так и мозолистого тела ( рис. 42.8 ,в). Теперь информация не передается, так что научение должно происходить в каждом полушарии независимо.
Аналогичные наблюдения сделаны при тестировании испытуемых, перенесших хирургическую операцию рассечения мозолистого тела в лечебных целях, чтобы прекратить межполушарное распространение эпилептических судорог ( рис. 42.9 ). Зрительная хиазма остается интактной. Чтобы направить зрительный сигнал в одно или другое полушарие, испытуемого просят смотреть на точку в центре экрана и на короткое время проецируют изображение предмета (или соответствующее слово) слева или справа от нее. Зрительная информация о предмете поступает только в контралатеральное полушарие. Через отверстие в экране испытуемый ощупывает предметы, но не видит их. Среди них есть те, названия которых проецируются на экран. Обычный человек способен найти нужный предмет любой рукой. Однако больной с расщепленным мозгом может правильно выбрать предмет только той рукой, которая ипсилатеральна по отношению к проецированному слову (т.е. контралатеральной относительно полушария, получившего зрительную информацию). Чтобы рука могла исследовать и распознать нужный предмет, двигательные корковые представительства должны получить зрительную информацию. Однако после рассечения мозолистого тела взаимосвязи зрительных и двигательных областей сохранены только по одну сторону мозга.
Во время другого теста испытуемого просят назвать вслух предмет, который он видит на экране. Больной правильно называет изображение, проецируемое справа от точки фиксации; следовательно, зрительная информация поступила только в левое полушарие (доминантное в отношении речи). Вместе с тем он не может назвать предмет, изображение которого формируется в левой половине поля зрения, потому что в этом случае зрительная информация достигает лишь правого полушария.
Сходные результаты наблюдались, когда испытуемым с расщепленным мозгом предъявляли разные стимулы. Например, больной, получивший словесную команду поднять правую руку, легко выполнял это. В самом деле, речевые центры левого полушария посылают в двигательные области той же половины головного мозга сигналы, вызывающие поднимание руки. Однако если больного просили поднять левую руку, это ему не удавалось. Речевые центры левого полушария могут влиять на двигательные центры правого только при сохранении мозолистого тела. Если оно рассечено, то возникает апраксия (неспособность произвольно управлять движениями).
Больные с рассеченным мозолистым телом могут рассказать о соматосенсорных стимулах, нанесенных на правую сторону тела, но не на левую, поскольку информация, поступающая в правые соматосенсорные области коры, не достигает речевых центров.
Тестирование больных с расщепленным мозгом позволяет сравнивать функциональные возможности двух полушарий. Эти больные решают трехмерные головоломки лучше правым полушарием, чем левым; следовательно, правое специализируется на выполнении пространственных задач. С правым полушарием ассоциированы такие функции, как распознавание мимики, жестов, интонаций . Мозолистое тело координирует деятельность двух полушарий. После его рассечения координация, исчезает. Например, одеваясь, больной может одной рукой застегивать рубашку, а другой - расстегивать.
Из наблюдений на людях следует поразительный вывод: после разрыва связи полушария могут работать вполне независимо друг от друга. При этом одно пользуется речью, а другое - невербальными средствами коммуникации.