Роль клеток Пуркинье мозжечка в двигательном научении
Лиановидные волокна могут участвовать в двигательном научении, изменяя чувствительность клеток Пуркинье к возбуждающему влиянию моховидных волокон . В пользу этого свидетельствуют данные экспериментов по выработке вестибулоокулярного рефлекса . Его "функциональный смысл" рефлекса определяется направлением и величиной достигнутого рефлекторного ответа. В конкретном случае функциональный смысл (результат) рефлекса однозначен: при вращении головы влево глаза поворачиваются на такой же угол, но в противоположном направлении. Однако если с помощью специальных линз перевернуть поля зрения, направление движений глаз после некоторого периода обучения изменяется. Следовательно, функциональный результат рефлекса уменьшается, а потом меняет знак. Изменение функционального результата не происходит, если поврежден вестибулоцеребеллум .
У обезьян частота сложных спаек клеток Пуркинье возрастает на начальном этапе обучения новой задаче. После освоения задачи частота сложных спайков уменьшается. Предполагается, что их повышенная частота способствует повышению эффективности синапсов параллельных волокон на клетках Пуркинье. Такие изменения составляют основу двигательного научения. По-видимому, механизм двигательного научения - это одна из форм длительного торможения клеток Пуркинье.