Ассиметрия полушарий и нейроанатомия восприятия речи
В подавляющем большинстве случаев анатомические области, в наибольшей степени связанные с речью, располагаются в левом полушарии (см. табл. 9.1 ). В этих случаях оно называется доминантным полушарием . Исследование анатомии полушарий показывает структурные различия между ними. Сильвиева борозда в левом полушарии длиннее и заходит выше к верхушке мозга, чем в правом. Если сравнивать верхнюю поверхность височных долей, то в 65% случаев левая planum temporale намного больше, чем правая ( рис. 9.16а ) (в 11% случаев - справа больше чем слева, и в 24% - существенная разница отсутствует). Тот факт, что такого рода разница может быть обнаружена и у плода, указывает на но, что человеческий мозг заранее настроен на асимметричное развитие полушарий. Хотя основные анатомические структуры, связанные с речью, располагаются в доминирующем полушарии, в процесс вовлекаются и многие другие структуры. Как и можно было ожидать в случае столь важной функции, это касается обоих полушарий ( рис. 9.16в ). В последнее время получены свидетельства участия в процессе также подкорковых структур, таких как таламус и хвостатое ядро . Тем не менее, удобным и широко распространенным остается, в первом приближении, описание речевой системы, предложенное Дамасио и Гешвиндом ( Damasio and Geschwind ) и показанное на рис. 9.16б . Оно исходит, главным образом, из наблюдениями за последствиями инсультов и других нарушений речи, вызванных повреждениями, с последующим посмертным исследованием нейрогистологии. Наиболее важным речевым областям присвоены названия поля Брока и поля Вернике - в честь исследователей, которыми были получены данные о связи между нарушениями речи и повреждениями нервной ткани. Как показано на рис. 9.16б , с речью связано поле Вернике. Оно расположено сзади от первичной слуховой коры. По цитоархитектонической классификации Бродмана первичная слуховая кора обозначается как поле 41, а поле Вернике как поле 22. Именно в поле Вернике сигналы, вызванные речью, направляются из первичной слуховой коры. Повреждения этой области влияют на способность человека воспринимать звуки речи как лингвистически значимые. Аналогично, зрительные стимулы от написанных слов также направляются в поле Вернике - из первичной зрительной коры (поле Бродмана 17) во вторичную зрительную кору (поле Бродмана 18), затем через ангулярную извилину (поле Бродмана 39) в поле Вернике. Повреждение в любой из этих областей затрудняют понимание письменной речи и способность именовать визуальные объекты. Поле Вернике соединено с полем Брока трактом, именующимся аркуатным пучком . Перерезка его делает невозможным повторение прочитанного или услышанного слова. Поле Брока само по себе занимает центральное место в формировании сложной мышечной активности, требующейся для артикуляции слов . Оно располагается, как это видно из рис. 9.16б , непосредственно по соседству с областью первичной моторной коры, в которой картирована мускулатура лица и гортани. Как уже говорилось, схема, описанная выше, представляет собой по необходимости упрощение всей нейроанатомии, касающейся рассматриваемого процесса. Она, тем не менее, дает основу для понимания многих нарушений речи (афазий) , поскольку позволяет проследить нарушения в различных элементах системы.