Лечение остеоартрита у собак: кормовые добввки

В отличие от парентерального назначения сложных сахаров, которые являются чистыми и модифицированными препаратами, пероральные продукты рассматриваются как пищевые добавки и не требуют утверждения FDA. Эти ПМОА имеют то же действие, что и парентеральные ПМОА , такие как ПСГАГ , а именно они оказывают положительное влияние на синтез в синовиальной оболочке хрящевого матрикса гиалуронана и ингибирующее действие на катаболические ферменты . Кормовые добавки содержат предшественники для синтеза гиалинового хряща, и было отмечено, что они обеспечивают суставы этими предшественниками в сверхфизиологических количествах. Но пока не было проведено должных контрольных исследований действия этих кормовых добавок на животных с OA (остеоартрита).

В большинстве кормовых добавок содержатся глюкозамин и сложные сахара (СС) в очищенной, экстрагированной или сложной форме. Двумя наиболее распространенными продуктами являются гликофлекс (Vetriscience Laboratories) и козеквин (Nutramax Laboratories). Гликофлекс является экстрактом из экзоскелета моллюска Perna canaliculus , который содержит глюкозамин и СС. Козеквин содержит очищенный глюкозамин, СС и аскорбат марганца . Глюкозамин является убиквитиновым аминомоносахаридом , который необходим для синтеза дисахаридных единиц в гликозаминогликанах . Гликозаминогликаны образуют боковые цепочки центральных белков аггрекана (большого аггрегированного протеогликана) и мелкие неаггрегированные протеогликаны, которые присутствуют в гиалиновом хряще. Существуют различные соединения глюкозамина - глюкозамин сульфат , глюкозамин гидроидид и глюкозамин гидрохлорид . Хондроитинсульфаты являются гликозаминогликанами, которых находят в гиалиновом хряще. Марганец - микроэлемент, который необходим как кофактор для биосинтеза гликозаминогликанов.

Биологическая усвояемость пероральных аминосахаров, гликозаминогликанов остается сомнительной, если сравнивать ее с эффективностью ПМОА . Стоит вопрос, способны ли полимеры глюкозаминов и хондроитинсульфатов пройти желудочно-кишечный барьер в целом виде или хотя бы в виде активных составляющих частей. В тонком кишечнике не ионизируется примерно 54% глюкозамина, большая его часть ионизируется в кислой среде желудка. Это создает благоприятные условия для абсорбции из тонкого кишечника, но не из желудка. На основании анализа радиоактивности кала после перорального приема глюкозамина с радиоизотопами был сделан вывод, что абсорбировалось примерно 87% глюкозамина. Количество абсорбированного в целом виде глюкозамина осталось невыясненным. У собак, крыс и людей наблюдается оральная абсорбция СС, о чем был сделан вывод по результатам анализа сывороточного уровня молекул СС после перорального приема СС с изотопами 35S. СС с большим молекулярным весом были обнаружены в крови, что позволило предположить, что СС усваивались нетронутыми.

Была выдвинута гипотеза, что при OA потребность в предшественниках гиалинового хряща или "строительных кирпичиках" превышает нормальный синтез в организме. Авторы не обладают более точной информацией по этому вопросу. Экзогенное введение этих "строительных кирпичиков" позволит повысить скорость синтеза и преодолеть разрушение хряща путем более эффективного хрящевого гомеостаза. Более того, ряд компонентов этих продуктов может напрямую подавлять процесс разрушения в остеоартритном суставе. Пероральные глюкозамины могут стимулировать синтез гликозаминогликанов, протеогликанов и коллагена в хондроцитах и фибробластах.

Несмотря на то, что существует множество неподтвержденных отчетов об улучшении подвижности суставов и снятии болей после приема кормовых добавок, научных доказательств эффективности этих продуктов, как и ПМОА , пока нет. Основные данные, которые используют производители для рекламы своей продукции, были получены после клинического опробирования пищевых добавок людьми в Европе и Южной Америке. Есть множество исследований перорального назначения глюкозамина для лечения OA. В большинстве исследований считается, что увеличение подвижности и снижение боли явились реакцией на терапию. Было проведено несколько исследований отдельных компонентов козеквина , которые продемонстрировали отсуствие токсических и вредных эффектов. В ветеринарной литературе мы нашли один отчет, в котором сообщалось о клинически здоровых собаках, которым давали козеквин в течение 30 дней, там были отмечены не относящиеся к данной проблеме изменения в гематологических и гемостатических функциях, о которых свидетельствовали результаты тромбоцитарных тестов. Продукт выглядит безопасным, по крайней мере для кратковременного использования. У собак и мышей не было отмечено никаких побочных эффектов даже при постоянном (1 год) пероральном приеме. У мышей не было выявлено ЛД50 даже при приеме насыщенного раствора СС, а у собак при приеме 500 мг хондроитина сульфата не было выявлено никаких побочных эффектов. Пероральные препараты выглядят безопасными, но нужны дополнительные исследования. Авторы использовали козеквин в рекомендуемых производителем дозах. Как и в случае ПСГАГ, наблюдалось некоторое улучшение клинических симптомов через 4-6 недель лечения, но нам не удалось получить согласия владельцев на более продолжительное лечение.

Ссылки: