Проблемы наследственности (исторический аспект)
Люди с древнейших времен знали, что живые организмы передают свои свойства потомкам. Из желудя всегда вырастает дуб. У кошки рождаются только котята, у собаки - только щенки, а наоборот никогда не бывает. Т.е. комплекс признаков, отличающих кошек от собак, передается по наследству от родителей к детям. И про людей тоже было издавна известно - дети более или менее похожи на родителей и внешностью, и характером. Значит, эти признаки тоже наследуются.
Эти знания использовались в сельскохозяйственной практике. Крестьяне оставляли телок от тех коров, которые давали больше молока. Земледельцы оставляли для посева зерна лучших растений, рассчитывая, что потомки будут обладать свойствами родителей. Иногда эти ожидания оправдывались, иногда - нет. Да и дети не всегда похожи на родителей. А нередко бывает и так, что ребенок имеет мало сходства с родителями, но зато похож на бабушку или дедушку.
Объяснить эти факты длительное время было невозможно - поскольку ничего не было известно о существовании клеток, о процессе оплодотворения и др. Тем не менее, в самой общей форме объяснения явлений наследственности выдвигались уже учеными античности. Так, например, в работах знаменитого врача древности, Гиппократа , обсуждается, почему дети похожи на родителей и почему рождается иногда мальчик, иногда девочка. Основная идея для объяснения этих фактов состоит в следующем. Предполагается, что и у мужчины, и у женщины есть семя. В результате слияния этих семян возникает зародыш. Семя готовится во всех частях организма и несет в себе характерные особенности этих частей. При слиянии семян идет борьба разных признаков. В зависимости от того, какие признаки побеждают, ребенок по этим признакам оказывается похожим на отца или на мать.
Сходные представления о наследственности развивал через 2000 лет Ч.Дарвин .
Однако все гипотезы такого рода, в которых предполагалось, что свойства разных частей организма, в том числе и приобретенные при жизни, в каком-то виде поступают в половые клетки, сохраняются там и передаются по наследству, не подтвердились. Например, человек не может передать детям по наследству спортивные навыки или знания по математике.
Для проверки предположения о том, что от клеток тела в половые клетки поступает информация о свойствах тела, Дэвенпорт в 1911 г. пересадил белой курице яичник от черной и скрестил ее с черным петухом. Все цыплята при этом рождались черными. Клетки тела, которые обуславливали белый цвет курицы, никак не повлияли на чужие яйцеклетки, которые развивались в яичнике, взятом от черной курицы. Опыты такого рода показали, что гипотезы наследственности, которые предлагали Гиппократ, Дарвин и другие, не подтверждаются. Такие же опыты были проведены на морских свинках и на насекомых. Они дали тот же результат, что и опыты Дэвенпорта.
В современных опытах по клонированию животных брали ядро клетки от мыши кофейного цвета, пересаживали в яйцеклетку мыши черного цвета, и такая яйцеклетка помещалась в организм мыши белого цвета. Родившаяся мышь была кофейной окраски. Таким образом, не только цвет приемной матери не повлиял на цвет потомства, но и цитоплазма яйцеклетки, куда пересаживали ядро.