Абсцесс брюшной полости: лечение
Лечение включает прежде всего ликвидацию источника инфекции; кроме того, назначают антимикробные средства широкого спектра действия, активные в отношении выделенных возбудителей. При наличии сформировавшихся абсцессов проводят их дренирование.
Абсцессы, вызванные разрывом дивертикула , в отличие от большинства абсцессов иного генеза обычно настолько хорошо отграничены, что не требуют хирургического вмешательства.
Поскольку основная причина смерти при перитоните - это сепсис , вызванный грамотрицательной микрофлорой, эмпирическая терапия должна включать средства, активные в отношении грамотрицательных микроорганизмов - аэробов и факультативных анаэробов . Обычно назначают аминогликозиды либо цефалоспорины второго или третьего поколения. Новейшие антибиотики ( азтреонам , имипенем/циластатин , тикарциллин/клавуланат , пиперациллин/тазобактам и фторхинолоны - например, ципрофлоксацин ) обладают высокой активностью в отношении указанных возбудителей, однако стоят дороже. Цефалоспорины второго поколения, например цефокситин и цефотетан , действуют на грамотрицательных аэробных бактерий неодинаково. Азтреонам , ципрофлоксацин , аминогликозиды и большинство цефалоспоринов третьего поколения не действуют на анаэробов. Таким образом, перечисленные антибиотики необходимо комбинировать с другими. Поскольку имеется ряд антимикробных средств, активных в отношении анаэробов, при перитоните цефалоспорины третьего поколения обычно не назначают.
Метронидазол - наиболее активный и дешевый препарат, действующий на анаэробов . Описаны лишь немногие устойчивые к нему штаммы Bacteroides fragilis . В исследовании, проведенном в 10 областях США в течение 5 лет (Aldridge К. Е. et al., 1994), проанализировали чувствительность более 2800 штаммов Bacteroides fragilis к ряду антимикробных средств. Наиболее активными оказались метронидазол , имипенем/циластатин и пиперациллин/тазобактам , при лечении которыми процент устойчивых штаммов составил 0, 0,1 и 0,2% соответственно. Устойчивость Bacteroides fragilis к цефокситину составила 6%, а к клиндамицину - 14%, к цефметазолу - 20%, к цефотетану - 27%. Другие представители рода Bacteroides также зачастую бывают устойчивы к двум последним препаратам.
Появляются все новые сведения об устойчивости Bacteroides fragilis к целому ряду антимикробных средств in vitro, однако клинические данные ограничиваются лишь отдельными сообщениями; поэтому клиническое значение устойчивости анаэробов к антимикробным средствам неясно. Имеется сообщение о выделении из крови штамма Bacteroides fragilis, обладающего устойчивостью к метронидазолу и сниженной чувствительностью к имипенему/циластатину и амоксициллину/клавуланату . Более того, после курса лечения имипенемом/циластатином возбудитель приобрел устойчивость к двум последним препаратам.
Среди новейших антимикробных средств в отношении анаэробов наиболее эффективны имипенем/циластатин , тикарциллин/клавуланат , пиперациллин/тазобактам , меропенем и ампициллин/сульбактам . Хлорамфеникол высокоактивен в отношении Bacteroides fragilis in vitro, но in vivo (в опытах на животных и в клинических условиях) он в ряде случаев оказывался неэффективным. В связи с этим его не следует использовать в качестве препарата первого ряда при лечении анаэробных инфекций.
Ни метронидазол , ни клиндамицин не действуют на аэробные грамотрицательные бактерии , и поэтому при лечении инфекций брюшной полости их назначают в сочетании с другими антимикробными средствами.