Макрофаги и раневая реакция

Проведенные исследования позволяют заключить, что адгезионные молекулы, явившиеся ключом к возникновению всех существующих форм иммуноглобулинов и генов гистосовместимости , принимают непосредственное участие в процессах распознавания чужеродных клеток и программируют активность иммунокомпетентных клеток, осуществляющих контактные взаимодействия с чужеродными клетками. Макрофаги (МФ) реагируют на различные виды патогенов в зависимости от степени экспрессии поверхностных адгезионных молекул, и процессы распознавания, межклеточные взаимодействия и последующий метаболический каскад оказываются тесно взаимосвязаны. Функциональная активность фагоцитирующей клетки находится в зависимости от экспрессии молекул адгезии, а следовательно, не только от окружающих клеток, но и от межклеточного матрикса. Действительно, показано, что цитотоксические свойства МФ, культивируемых на различных субстратах - фибриногене, коллагене и желатине, имеют достоверные отличия: МФ, культивируемые на фибриногене, обладают большим цитотоксическим потенциалом по сравнению с МФ, которые культивировались на коллагене и желатине. Возможно, это объясняется тем, что фибриноген является белком острой фазы и его концентрация возрастает в самом начале раневого процесса. Было также обнаружено преобладание стимулирующих или ингибирующих рост клеток цитокинов в составе супернатантов на разных сроках активирования макрофагов [ Громов С.А., 1989 , Зубова С.Т., 1996 ].

Известно, что раневая реакция представляет собой целый комплекс биохимических процессов и межклеточных взаимодействий, разворачивающихся во времени. В первой, деструктивной, фазе раневой реакции разрушаются микроорганизмы, попавшие в очаг воспаления, и осуществляется изоляция (демаркация) очага воспаления от окружающих тканей. На следующей, регенерационной, стадии раневой реакции происходит образование соединительной ткани, регенерация поврежденной паренхимной ткани и восстанавливается целостная структура. Очевидно, такая последовательность реакций сложилась в эволюции и координируется полифункциональными клетками, имеющими наиболее древние филогенетические корни.

Установлено, что фазы ответа макрофагов (МФ) на активацию соответствуют основным этапам течения раневой реакции [ Окулов В.Б., 1990 ]. Так, на первой фазе активации МФ продуцируют комплекс токсических и деструктивных соединений, в том числе свободные радикалы, а затем переключаются на продукцию ростовых факторов, способствующих замещению тканевого дефекта и восстановлению функции. Целесообразность такого функционального алгоритма активированных МФ, сложившегося и закрепленного в эволюции, очевидна.

Известно, что при удалении циркулирующих предшественников МФ или их обработки анти-МФ-сывороткой нарушаются регенерация капилляров, биосинтез матрикса, пролиферация фибробластов и эндотелиальных клеток [ Leibovich SJ., 1975 ]. Вопросу о взаимосвязи характера течения раневого процесса и роли макрофагов (МФ) в канцерогенезе посвящен целый ряд специальных работ [ Войтенков Б.О., 1995 , Громов С.А., 1989 , Окулов В.Б. 1997 , Окулов В.Б., 1990 ].

Ссылки: