Синдром Ретта: роль инактивации хромосомы X, выводы
Суммируя вышесказанное о значении феномена Х-инактивации при синдроме Ретта (RTT) (см. " Синдром Ретта: роль инактивации хромосомы X, введение " и Синдром Ретта: роль инактивации хромосомы X, общие сведения ), можно сделать следующие предварительные выводы:
- неравная Х-инактивация может встречаться чаще у больных RTT, чем у женщин без генетических аномалий и не имеющих детей с Х-сцепленными аномалиями. Данные, полученные разными научными группами, в значительной степени отличаются, в связи с чем, четко сформулировать роль Х-инактивации при RTT не представляется возможным;
- причинно-следственная связь между мутациями в гене МЕСР2 и неравной Х-инактивацией в настоящее время не установлена;
- при семейных случаях RTT обнаруживается неравная Х-инактивация как у девочек с RTT, так и у их матерей;
- в нейронах головного мозга при RTT в 10 случаях обнаружена равная Х-инактивация. В этой связи, можно предположить, что данный процесс может быть тканеспецифичен при RTT, поскольку ген МЕСР2 влияет на развитие центральной нервной системы ;
- такая особенность неактивной хромосомы X, как поздняя репликация в S фазе клеточного цикла, позволяет проводить эффективную диагностику до 90% случаев RTT, что может быть эффективнее чем определение мутаций в гене МЕСР2 с помощью секвенирования.
Одной из основных клинико-генетических особенностей RTT как Х-сцепленного доминантного заболевания, является возможность влияния особенностей Х-инактивации на фенотипическое проявление болезни.
Проведенные исследования особенностей инактивации хромосомы X у детей с RTT позволили предложить возможность лечения RTT. Помимо симптоматического лечения выдвигается гипетеза о том, что коррекция этого заболевания может основываться на том, что мутированный ген МЕСР2 каким-то образом возможно инактивировать ( Nan, Bird, 2001 ; Urnov, 2002 ).