Высшие обезьяны и ранние гоминиды: охотничье поведение

Охота на средних и мелких млекопитающих свойственна павианам и шимпанзе . У павианов охотничье поведение и поедание мясной пищи наблюдается в отдельных случаях. Охотятся обычно самцы, причем в одиночку. Дележ добычи и четкие стратегии охоты отсутствуют.

Для шимпанзе охотничье поведение более характерно, чем для павианов. Обычно это групповое занятие, при котором отмечается кооперация между членами группы. Охотятся они на кустарниковых свиней, мелких антилоп, на обезьян гверец, мартышек. Существует разделение ролей во время охоты. Несколько взрослых самцов подстерегают жертву, отбившуюся от стада, а другие занимают позиции, чтобы перекрыть пути бегства, еще одна группа охотников идет по направлению к жертве. При этом используются характерные жесты.

Охота у обезьян возможна в группах с высоким уровнем развития социальности. У шимпанзе хорошо выражена полоролевая дивергенция деятельности. Самцы чаще охотятся, самки собирают растительную пищу. Различия в поведении согласуются с половым диморфизмом в морфологическом строении - самцы крупнее самок и имеют большие клыки. У шимпанзе наблюдается дележ добычи, причем они делятся не только мясной, но и растительной пищей. Д.Гудалл, изучавшая шимпанзе, утверждает, что обладатель добычи охотно делится мясом с другими особями. По данным Г.Телеки, только в одном случае из двенадцати участие в потреблении мяса приняли все особи стада, в двух - около половины, а в остальных случаях - менее половины. Доступ к добыче получали, как правило, доминирующие особи.

Можно предположить, что у австралопитековых распределение мяса носило своеобразный характер, поскольку они отличались от шимпанзе более систематической охотой. Потребление мяса стало важным условием существования вида. Благодаря использованию природных предметов - палок, костей животных - в качестве орудий ранние гоминиды получали мяса больше, чем шимпанзе . Это делало возможным обеспечение мясом всех членов группы. Павианы охотятся в одиночку, у шимпанзе имеются зачатки кооперации в охоте, ранние же гоминиды должны были охотиться на крупную дичь кооперативно. Распределение пищи могло варьироваться в разных ситуациях. Вволю получали добычу доминирующие особи. Вероятно, существовало неравенство получаемых долей, что было связано с иерархическим статусом.

Можно предположить, что уже у австралопитеков африканских возникали стоянки, где хранились орудия. Такие стоянки были центрами жизнедеятельности гоминид. Возможно, с определенного момента самцы стали приносить добычу на стоянку.

В Олдувае найдены прототипы древних жилищ человека умелого , всего открыто 10 домов-баз. Это - скопления костей и каменных орудий, возможно, представляющие охотничьи стоянки. Описано сооружение из базальтовых блоков, уложенных в виде круга диаметром 3,5-4,3 м. Олдувайские гоминиды были не только собирателями, использовавшими мясо жертв хищников, как гиены, но и настоящими охотниками. Имеются следы ударов на черепах антилоп, насечки, сделанные отщепами, т.е. следы разделки туш. Возможно, у хабилисов уже существовало разделение труда между самцами и самками. У самцов преобладала охота и изготовление орудий, у самок - собирательство. Важную роль в дальнейшей социализации могла играть транспортировка добычи к базам и ее дележ. Такое альтруистическое поведение должно было подхватываться отбором. Скорее всего хабилисы приносили добычу в стойбище для обеспечения мясом детей и самок.

Следствием разделения труда стала зависимость между самцами и самками. Самки и детеныши нуждались в мясе, самцы - в растительной пище. Уже у человека умелого могла возникнуть элементарная семья, в которой самец снабжал не всех особей, а только определенную самку. Однако острой необходимости в этом не было, так как группа самок и детенышей могла кормиться мясом совместно и отдельно от самцов, как это принято у многих первобытных народов. По мнению некоторых исследователей, семья могла входить в состав более крупного объединения.

Ссылки: