АФК и апоптоз, вызванный вирусной инфекцией
Участие АФК в апоптозе, вызванном вирусной инфекцией , уже описано для HIV [ Staal, ea 1990 , Roederer, ea 1992 ] и вируса лейкомы Т-клеток человека, тип I [ Yodoi, ea 1992 , Kohno, ea 1996 , Furuke, ea 1997 ]. В последнем случае показано, что клетки, зараженные вирусом, значительно более подвержены действию АФК, чем в здоровые клетки [ Yodoi, ea 1992 , Castro, ea 1996 ].
Добавление индуктора апоптоза 13-цис-ретиноевой кислоты к культуре клеток из больных лейкемией приводило к апоптозу, в то время как у клеток здоровых людей такого эффекта не наблюдалось. Особенно важно в данном контексте, что апоптоз у лейкемических клеток резко тормозился, если в состав среды роста была включена каталаза - фермент, расщепляющий Н2О2 [ Kohno, ea 1996 ].
Концепция, изложенная выше, могла бы ответить на вопрос, ставший предметом дискуссии в нашем журнале: могут или нет АФК играть роль медиаторов в сигнальных путях клетки и организма. Сторонники первой точки зрения перечисляют примеры регуляторных ответов клетки на АФК [ Пескин ea 1997 , Пескин ea 1998 ], в то время как их оппоненты подчеркивают ядовитость АФК, считая, что столь опасные вещества вряд ли могли быть выбраны эволюцией для выполнения каких-либо полезных функций [ Калуев ea 1998b ].
Мы предполагаем, что одна из АФК, а именно H2O2 , действительно функционирует как медиатор сигнала, но играет роль "плохой вести", сообщая клетке, что ей следует покончить с собой. В такой ситуации вряд ли уместно говорить об опасности, которую представляет собой Н2О2 как предшественница ядовитого радикала гидроксила , поскольку клетка все равно уже обречена на смерть.
Кроме того, нельзя исключить и еще один, эволюционный аспект проблемы. По-видимому, детектирование даже низких концентраций O2- и Н2О2 первоначально использовалось клеткой исключительно для мобилизации резервов антиоксидантной системы . Однако затем тот же механизм мог быть применен для достижения совсем иных целей за счет включения какого-то метаболического ответа, входящего как составная часть в антиоксидантную систему. Так, стимуляция клеточных делений в ответ на повышение уровня АФК имеет смысл как механизм, стимулирующий репаративные процессы для исправления возможных окислительных повреждений ДНК [ Skulachev, ea 1998 ]. В то же время (коль скоро такое устройство было изобретено эволюцией) оно могло быть затем применено и для включения пролиферации в ситуациях, уже никак не связанных с защитой от АФК. Показано, например, что АФК служит сигналом пролиферации клеток гладких мышц аорты , что вряд ли имеет отношение к антиоксидантной системе [ Bhunia, ea 1997 ]. См. АФК и апоптоз, вызванный вирусной инфекцией