Наследственные атаксии: общие сведения

Наследственные атаксии могут передаваться по аутосомно-доминантному ( аутосомно-доминантные атаксии ) или аутосомно- рецессивному типу ( аутосомно-рецессивные атаксии ). Некоторые атаксии обусловлены мутациями в митохондриальной ДНК и наследуются по материнской линии.

Изучены молекулярные механизмы многих наследственных атаксий ( табл. 369.2 ), поэтому на смену клинической классификации пришла генетическая.

Хотя клиническая и патологоанатомическая картина в основном определяются поражением мозжечка , иногда страдают также базальные ядра , ствол мозга , спинной мозг , зрительные нервы , сетчатка и спинномозговые нервы . При аутосомно-доминантном типе наследования одно и то же заболевание у разных членов семьи может проявляться только мозжечковыми нарушениями или их сочетанием с симптомами поражения перечисленных структур. Изредка развивается деменция .

Основная сложность, возникающая при изучении заболеваний нервной системы с аутосомно-доминантным типом наследования, в частности дегенерации мозжечка , состоит в том, что неизвестно вещество, нарушением обмена которого можно объяснить молекулярные механизмы заболеваний. При всех этих заболеваниях отмечается дегенерация нейронов и вторичный глиоз . Но даже в том случае, когда при наследственной дегенерации мозжечка в ткани мозга находят специфический белок (методом электрофореза в геле) или характерные изменения в мРНК (методом гибридизации РНК на твердой подложке), нельзя точно установить, являются ли выявленные изменения причиной болезни или ее следствием.

Цель современных исследований - определить молекулярные механизмы аутосомно-доминантных заболеваний нервной системы и объяснить причины различных проявлений заболевания среди членов одной или разных семей. Локализацию хромосомных изменений при аутосомно-доминантных атаксиях , когда биохимические механизмы заболевания неизвестны, помогает установить анализ сцепления. Исследования, основанные на этом методе, позволили расширить классификацию данных заболеваний ( табл. 369.2 ).

Ссылки: