Функциональная морфология головного мозга человека

В этот раздел помещены иллюстрации, которые помогут представить организацию головного мозга человека в целом, без разделения на отделы. Макропрепарат сагиттального разреза поясняет соотношения 5 основных отделов мозга и демонстрирует преобладание больших полушарий ( рис. 75 ). Обзорный снимок базальной поверхности мозга ( рис. 76 ) дает представление о реальном вкладе стволовых структур в общую массу мозга и об относительных размерах черепно-мозговых нервов . Схематическая прорисовка отпрепарированных базальных структур ( рис. 77 ) показывает их расположение в мозге, если их искусственно не выделять для удобства изучения.

Отдельного внимания заслуживают функциональные поля , которые расположены на поверхности неокортекса ( рис. 78 , рис. 79 , рис. 80 , рис. 81 , рис. 82 и рис. 83 ). Предпосылками для создания функциональных карт организации большого мозга были работы френолога Галля (1819). Он первым допустил мысль о существовании специализированных полей на поверхности мозга, которые должны отражать индивидуальные способности человека.

Исходя из этой идеи, Галль простодушно решил, что конкретные свойства мозга должны проявляться и на черепе. Череп должен "выбухать; в соответствии с развитием определенных зон мозга, лежащих под ним. Он исследовал много черепов и препаратов мозга людей, отличавшихся особыми свойствами ума или характера: гениев, преступников, сумасшедших, чудаков-оригиналов и т.д. Это позволило ему сформулировать гипотезу о функциональных "седалищах" конкретных свойств на поверхности мозга. Понятно, что эта незатейливая идея не подтвердилась, но уже ученик Галля Буйо (1825), а затем Дакс (1836) и Брока (1861) заложили основы современных представлений о локализации функций. Они проводили детальные клинические наблюдения и показали, что определенные поверхности мозга всегда связаны с одинаковыми сенсорными, моторными или ассоциативными функциями. В начале XX века были проведены исследования функций мозга - поиск функциональных полей и анализ клеточного состава коры - цитоархитектоники мозга.

Поиск функциональных полей вели довольно варварскими методами. Удаляли участки неокортекса у приговоренных к смертной казни или прямо раздражали поверхность коры током. Эксперименты по электростимуляции мозга человека, выполненные О.Ферстером, остаются одной из основных работ по локализации функций. Параллельно составляли карты мозга человека на основании анализа строения 6 слоев коры. Были созданы цито- архитектонические карты К.Бродманна, К.Экономо, Института мозга АМН СССР в Москве, миелоархитектонические карты О.Фогта. Сопоставление этих работ показало, что функциональная разделенность мозга точно соответствует цитоархитектонической структуре морфологических полей.

Цитоархитектонические, миелоархитектонические и функциональные поля в мозге человека совпадают. Это открытие позволило понять механизм развития многих патологических процессов и особенностей индивидуального строения мозга.

Кора большого мозга не дублирует подкорковых структур. Так, в зрительных древних центрах - верхних бугорках четверохолмия - хранятся врожденные зрительные реакции , характерные для данного вида, а в коре - понимание (зрительный анализ) и индивидуальный зрительный опыт . В коре нет сведений о конкретных мышечных волокнах и не формируется моторная инструкция для каждой мышцы. Кора только хранит наборы "приказов" для выполнения действий, а о конкретных исполнителях (мышцах) представления не имеет. Примером может быть известная с давних пор моторная афазия Брока . При этой патологии моторных центров коры утрачивается способность к речи . Это происходит несмотря на то, что каждая отдельная мышца, участвующая в речи, прекрасно иннервирована. Более того, человек с таким расстройством может глотать, жевать, кричать, свистеть и петь. Пропевая фразы, он может "говорить", но обычная речь невозможна . Этот пример показывает, что кора мозга контролирует не конкретные мышцы, а их системное использование.

Совершенно иная ситуация возникает при сенсорной афазии Вернике . В этом случае повреждение локализовано в корковой части слухового анализатора - первичном слуховом поле . Человек, страдающий сенсорной афазией, все слышит, но не может понять содержания слов . Звуки слов не имеют для него никакого значения, с ними не ассоциируются никакие представления, а родной язык звучит, как иностранный . В основе сенсорной афазии лежит повреждение коры, которое ведет к утрате индивидуального опыта речевого восприятия, поэтому ее часто называют глухотой на слова.

Таким образом, в коре головного мозга локализуются центры наиболее сложного поведения, которые определяют индивидуальные способности человека как к восприятию, так и к принятию решений.

Ссылки:

Все ссылки